Страницы

понедельник, 27 февраля 2012 г.

ВЦИОМ: Россияне в храмах

За последние шестнадцать лет доля россиян, посещающих храмы, мечети, синагоги возросла с 57% до 71%
  • Минимум раз в месяц в церковь ходят 7% опрошенных, 
  • время от времени - 30%, 
  • редко - 34%. 
Одновременно, существенно меньше стало тех, кто не посещает храм (с 42 до 26%). В своем исследовании "Зачем россияне приходят в храм?" сообщили социологи ВЦИОМ, представляя результаты своих исследований.

По их данным, не реже, чем раз в месяц в храм приходит каждый десятый россиянин пенсионного возраста и житель Москвы и Санкт-Петербурга (11%) и только 5% молодежи и селян. Среди православных россиян доля тех, кто посещает храм, составляет 83%. При этом, 11% неверующих сообщили, что редко или время от времени ходят в церковь.

Самый соблюдаемый ритуал при посещении храма - ставить свечи: так делают 81% россиян, приходящих в церковь, причем его соблюдают практически в равной степени как те, кто ходит в церковь редко, так и те, кто делает это регулярно (80-82%). Кроме того, ритуал ставить свечи в равной степени соблюдают как православные (86%), так и респонденты, которые не считают себя верующими (81%).

Как показал опрос, проводившийся в середине февраля в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России: 
  • значительная часть прихожан в церкви (38%) просто разговаривает с Богом, 
  • 31% - читают молитвы, 
  • 27% - прикладываются к мощам. 
  • 33% подают милостыню, 
  • 29% жертвуют деньги на нужды храма. 
  • В меньшинстве (9%) - те, кто приходит в церковь, чтобы освятить вещи.

11% приходящих в храм сообщили социологам, что обычно просто наблюдают за происходящим.

Альтруизм в каменном веке не отличается от современного

Примитивные системы межличностных связей, схожие с современными социальными сетями, существуют среди современных аборигенов, чей уровень развития не менялся с позднего каменного века. Статья "Social networks and cooperation in hunter-gatherers" вышла в журнале Nature. В ней говорится о возможности развития современных "версий" альтруизма и взаимовыгодного сотрудничества еще у древних людей.

James H. Fowler
"Мы обнаружили, что поведение современных людей в компьютерных социальных сетях соответствует тому, как ведет себя человечество на протяжении всей своей истории - не только до рождения Facebook, но и до появления сельского хозяйства", - пояснил известный ученый-политолог член исследовательской группы Джеймс Фоулер (James Fowler) из университета штата Калифорния в городе Сан-Диего (США).

Ученые под руководством социолога Николаса Кристакиса (Nicholas Christakis) из Гарвардского университета (США) провели несколько стандартных тестов на альтруизм и взаимовыручку в нескольких стоянках народности "хадза" - одного из последних из ныне существующих племен охотников-собирателей, так и не "покинувших" каменный век.

Nicholas Christakis
Эта группа первобытных людей обитает в районе озера Эяси в северной части Танзании, неподалеку от территории национального парка Серенгети. Несмотря на проникновение цивилизации, хадза продолжают вести кочевой образ жизни, добывая себе пропитание при помощи лука, стрел и копий. Все базовые достижения цивилизации - сельское хозяйство, скотоводство и строительство постоянных жилищ - остаются чуждыми для этого народа.

На первом этапе эксперимента Кристакис и его коллеги провели два социальных эксперимента среди 17 бродячих групп хадза, обитавших в районе озера в 2010 году. Во время первого из них антропологи спрашивали у каждого члена коллективов, с кем из их знакомых они хотели бы охотиться в одной компании в следующем сезоне. Это позволило им выстроить примерную схему связей между членами племени в целом и в группах, в которых они находились на тот момент.

воскресенье, 26 февраля 2012 г.

Запатентованный бред

Целебные цилиндры и осиновые палочки,волшебные подставки…Почему мы так верим шарлатанам? 

Недавно опубликованы неутешительные итоги: практически каждый пятый российский стартап в сфере высоких технологий так или иначе связан с лженаукой. Общий же ущерб от псевдонаучных жуликов составляет сегодня до 200 млрд рублей в год

Эти данные из доклада Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), где проанализировали свыше 75 тысяч инновационных проектов, появившихся в России за минувшие 5 лет. Впрочем, как утверждают исследователи, сегодня ситуация понемногу меняется — так, в 2007 году, когда в правительстве впервые подняли тему финансирования научных разработок, с псевдонаучными "технологиями" был связан каждый второй проект. 

К примеру, когда в компании "Роснано" объявили о начале приема заявок, на корпорацию обрушился вал квазинаучных проектов "вечных двигателей" на торсионных полях, в частности из 2 тысяч заявок на получение грантов сквозь научных отбор прошло всего 120 проектов. Сегодня же те наивные изобретатели, мечтавшие подарить человечеству новые технологии получения дешевой энергии, остались далеко в прошлом — на смену мечтателям пришли циничные мошенники, желающие зарабатывать на целебных нанопорошках, лечебной воде и тому подобных "технологиях". И у этих людей есть благодарная аудитория, по данным недавнего опроса Левада-центра, к эзотерикам когда-либо обращались 20 процентов наших сограждан, в то время как к профессиональным психологам — лишь 10 процентов. А 80 процентов опрошенных признались, что верят в различные астрологические или уфологические мифологемы. Так что нет ничего удивительного в том, что, по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, в современной России насчитываются тысячи астрологов, экстрасенсов, колдунов, прорицателей, а денежный оборот паранормальной экономики составляет примерно 2 млрд долларов в год. 

понедельник, 20 февраля 2012 г.

Социальный навык "быть выше среднего" или стопка "социальных ролей"

Человек стал на станции метро в Вашингтоне и начал играть на скрипке, это было холодным январским утром. Он сыграл шесть пьес Баха около 45 минут. За это время, так как это был час пик, мы подсчитали, что 1100 человек прошли через станцию, большинство из них по пути на работу.

Три минуты прошло, и мужчина средних лет заметил музыканта. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько секунд, а затем поспешил по своим делам

Минуту спустя скрипач получил свой первый доллар: женщина бросила деньги в кейс и не останавливаясь ушла.

Через несколько минут, кто-то прислонился к стене, чтобы послушать его, но посмотрев на часы убежал. Скорее всего, что он опаздывал на работу.

Тот, кто обратил больше всего внимания - было 3-летний мальчик. Но его мать утащила его за собой, Так же себя повели и несколько других детей. Но все родители, без исключения, заставляли их двигаться дальше.

За 45 минут пока музыкант играл, только 6 человек остановились и остались на некоторое время. Около 20 дали ему денег, Он собрал 32 доллара, но все продолжали идти своим обычным шагом.

Когда музыкант закончил играть, никто не заметил. Никто не аплодировал, не было никакого признания.

Joshua Bell
Никто не знал этого, но скрипачом был Джошуа Белл (Joshua Bell), один из самых талантливых музыкантов в мире (его сайт где можно послушать его музыку). Он только что сыграл одну из самых сложных частей из когда-либо написанных (начал с "Чакона" из партиты номер 2 Иоганна Себастьяна Баха ре минор; "Чакона" Баха считается одной из самых сложных произведений для игры на скрипке. Партитура длится 14 минут), на скрипке стоимостью 3,5 миллиона долларов (скрипка Gibson ex-Huberman работы Антонио Страдивари 1713 года.).

За два дня до игры Джошуа Белл в метро все билеты на его концерты были распроданы в театре Бостона, где стоимость одного места состовляла в среднем $ 100.

В рамках склонности Белла к участию в не совсем обычных для крупного академического музыканта акциях можно рассматривать и эксперимент "Джошуа Белл играет инкогнито в метро", проведенный с его участием 12 января 2007 года по инициативе газеты Washington Post, как часть социального эксперимента, о восприятии, вкусе и приоритетах людей.

Gene Weingarten
Статья  Джин Вайнгартен (Gene Weingarten) о данном эксперименте получила в 2008 году Пулицеровскую премию.

Стоит отметить, что на данный эксперимент Джоуа согласился из-за того, что родился и вырос в семье психологов. Сын двух психологов (отец Белла Алан Белл был сотрудником Института Кинси и почётным профессором Индианского университета).

Задача эксперимента была в следующем: 
  • В обычной среде, в неподходящий час можем ли мы воспринимать красоту.
  • Как мы реагируем, и что делаем чтобы понять это? Признаем ли мы талант в неожиданной обстановке?
Один из возможных выводов из этого опыта может быть:

Если мы не находим одну минуту, чтобы остановиться и послушать одного из лучших музыкантов в мире, который играет лучшую музыку из когда-либо написанных, как много важного в этой жизни мы способны не заметить !?

P.S. (ИМХО) К вопросу о том, что мы всегда исполняем "социальные роли". В театре или консерватории мы одни, в пути другие. Смена масок становится настолько привычным делом, что мы забываем "свое Я" и начинаем подстраиваться под стереотипы и "Я в глазах других".

четверг, 16 февраля 2012 г.

Поколение "Х" состоит из хороших родителей, убежденных трудоголиков и прилежных читателей

Поколение Икс, состоящее из угрюмых социопатов и разочарованных невротиков, воспетых Дугласом Коуплендом в знаменитом романе, на поверку оказалось поколением семейных трудоголиков, много читающих и ведущих активный образ жизни, докладывают американские социологи.

Вопреки распространенному убеждению, что словосочетание "поколение Икс" (Generation X) изобрел автор одноименного романа американский писатель Дуглас Коупленд, этот термин, впервые использованный еще в начале 50-х годов фотографом агентства "Магнум" Робертом Капой (назвавшим так серию своих репортажных фотографий), сначала получил распространение среди социологов, притом социологов британских, проводивших в середине 60-х исследование "циничной" и "индифферентной" молодежи - первых представителей поколения, выросшего после Второй мировой войны.

четверг, 9 февраля 2012 г.

Ноам Хомски: 10 способов манипулирования

Ноам Хомский. Хорошая статья о приемах манипуляции с помощью средств массовой информации. 
Ноам Хомский - американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе.
1- Отвлечение внимания

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.

"Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги "Тихое оружие для спокойных войн")".

среда, 8 февраля 2012 г.

Статья: "Средний россиянин отнюдь не коллективист"

Средний россиянин отнюдь не коллективист. Другие люди с их потребностями ему до лампочки, а больше всего на свете он ценит богатство, власть, личный успех и безопасность. Именно такой портрет нашего современника получился у социологов, которые на протяжении многих лет изучают базовые ценности россиян в сравнении с ценностями жителей других стран. 

О том, что творится у нас в головах и как это влияет на нашу жизнь вообще и на экономику в частности, рассказывает заведующий сектором исследований личности Института социологии РАН, ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Владимир Магун

- Что такое базовые ценности и что они определяют в жизни человека?

- Это представление человека об основных целях его жизни и средствах их достижения. Из них вырастают все текущие, тактические, оперативные ценности. Скажем, базовая ценность – богатство, а оперативная – высокий заработок или выгодный брак.

Владимир Магун и Максим Руднев используют данные Европейского социального исследования, которое каждые два года проходит в большинстве европейских стран, в том числе в России, где его проводит Институт сравнительных социальных исследований. Для измерения базовых ценностей используется метод израильского психолога и социолога Шалома Шварца. Респонденты заполняют анкету Шварца, в которой даны описания людей с определенными свойствами (например, человека, для которого важно жить в безопасном окружении, который избегает всего, что может угрожать его безопасности). 
Респондент указывает, в какой мере он похож на такого человека, оценивая свое сходство с ним по шестибалльной шкале, а социологи делают вывод о том, каковы его десять базовых ценностей. Обработав все анкеты, получают усредненный результат, на основании которого строят систему координат с двумя осями. Первая ось отражает движение от ценностей открытости изменениям к ценностям сохранения, вторая – от ценностей заботы о людях и природе к самоутверждению (или от альтруизма к эгоизму). Положение страны в этой системе координат – то, ради чего трудятся социологи, - заметно коррелирует с ее ВВП.

Статья: "Коллективное бессознательное"

Россияне неожиданно полюбили мистику, а российские психологи, уловив тренд, научились этим пользоваться. На рынке психологической помощи населению появилось новое спецпредложение: практическая магия на основе прогрессивных психотехнологий. Запросы, разумеется, остались прежними — счастье, любовь, здоровые дети, богатство и прочие человеческие радости. Но за эти радости клиенты теперь готовы хорошо платить.

Подруге понадобился мозгоправ. Она позвонила в медицинский центр и очень удивилась, услышав, что 30-минутная консультация нейропсихолога обойдется в 3 тыс. руб., а ждать придется три недели. Записалась, рассудив: раз такая очередь, значит, врач отменный.

Через три недели она сидела в медцентре, прокручивая вопросы, которые нужно быстро задать высокооплачиваемому специалисту по душевным ранам. Мучилась страшно, пока ее не пригласили в кабинет. Миловидная блондинка с бейджиком "нейропсихолог Алина Михайловна" предложила присесть и подробно рассказать о проблемах, а сама начала раскладывать карты таро. Получасовой сеанс психотерапии превратился в карточное гадание: старшие арканы, младшие арканы, пентакли, шут, рыцарь кубков

Какие выпадали масти, как они выкладывались - ничего этого подруга не помнила, зато с удовольствием описывала чувство покоя, с которым она покинула кабинет.

То, что долгое время не удавалось родным и близким, за полчаса сделала таро-гадалка. Что это - глупость, мистическое влияние? Какая, в сущности, разница. И неважно, что в руках Алины Михайловны карты - действенный инструмент, помогающий клиенту разобраться в себе.

Рецепт незамысловат: немного психологии и философии, чуть-чуть магии и математики, доля самовнушения, капля самоиронии - и коктейль счастья готов.

Эти странные журналы...

Вчера мотался по продуктовым магазинам и в одном из них увидел "интересный журнал":

Оказывается у нас запустили русскоязычный журнал "Цигун" и тема номера "Цигун и парапсихология". Иногда мне кажется, что у нас крайне абсурдное общество и страна. В одних случаях у нас чрезмерная цензура и пропаганда, а в других распущенность и глупость.