воскресенье, 8 июня 2014 г.

По следам Милгрэма: авторитет науки vs. авторитет телевидения

С момента проведения Стэнли Милгрэмом одного из самых известных психологических экспериментов его повторяли много раз. В сумме он был проведен на более чем 3000 человек из 12 стран, и всегда показывал примерно одни и те же результаты. Более половины испытуемых под воздействием авторитета учёного-экспериментатора доходили до максимально жесткого наказания в 450 вольт. Хотя экспериментальные условия иногда варьировались, основа авторитета, которому повиновались испытуемые, всегда была одной и той же – наука. Только одно исследование было исключением. В нём парадигма Милгрэма была перенесена в организационных контекст, а страдания, которые испытуемые якобы наносили жертвам, были не физическими (удар током), а психологическими. Но о нём в другой раз.

Жан-Леон Бовуа с коллегами решили проверить, будут ли люди также подчиняться авторитету, если он будет иметь другое основание. Они максимально точно воспроизвели экспериментальную схему Милгрэма в рамках телешоу, т.е. всё было точно также, только представлялось не как научное исследование, а как телевизионная игра, и инструкции давались не учёным-экспериментатором, а ведущим этого телешоу. Эксперимент проходил в телевизионной студии, в которой было всё, что положено (камеры, свет, съёмочная группа, живая аудитория). Несмотря на то, что всё было представлено как игра, никаких призов за выигрыш не было.

В эксперименте приняли участие 76 человек, отобранные из базы данных компании, проводящей массовые опросы и маркетинговые исследования, каждый из которых получил 40 евро за участие. 32 из них попали в стандартные условия эксперимента (они должны были наказывать другого человека за допущенные ошибки электрическими ударами, напряжение которых с каждым разом возрастала от 20 до 460 вольт), 19 – в условия с социальной поддержкой (когда напряжение достигало 120 вольт, на сцену выбегал помощник и просил остановить игру), 18 – в условия прямой трансляции (им говорилось, что всё происходящее будет транслироваться по телевидению в прямом эфире), и ещё 7 – в условиях отсутствия ведущего (он уходил после 80 вольт и возвращался только после окончания игры).

В стандартных условиях 81% испытуемых повиновались ведущему и дошли до 460 вольт (у Милгрэма – 62.5%), в условиях, когда ведущий выходил из студии, повинующихся было 28% (у Милгрэма – 20.5%), в условиях социальной поддержки – 74%, а в условиях прямой трансляции – 72%. Другими словами, самое большое влияние на повинуемость оказывало присутствие ведущего.

После экспериментальной сессии испытуемых просили распределить 100% ответственности за то, что происходило между продюсером шоу, ведущим, аудиторией, вторым участником и ими самими. Повинующиеся испытуемые наибольший уровень ответственности приписывали продюсеру шоу, а те, кто повинуемость не проявил, – себе. Поведение, которое демонстрировали испытуемые, практически полностью повторяло поведение испытуемых Милгрэма. При нанесении умеренных электрических ударов испытуемые нервно смеялись, после 180 вольт появлялся тон, показывающий очевидность правильного ответа, а после 340 – "психологическое отстранение от жертвы", игнорирование его криков.

Результаты этого эксперимента являются ещё одним подтверждением силы телевидения, его способности детерминировать поведение людей. Думаю, что если бы кто-то провёл такой эксперимент в России, то повинующихся могло бы быть и больше, особенно среди того контингента, который ходит на съёмки всяких малаховых, мамонтовых и соловьёвых.


_______________________________________________
1 Russell, N. J. C. (2011). Milgram's obedience to authority experiments: Origins and early evolution. British Journal of Social Psychology, 50(1), 140–162. doi: 10.1348/014466610x492205[PDF]

2 Meeus, W. H. J., & Raaijmakers, Q. A. W. (1986). Administrative Obedience: Carrying Out Orders to use Psychological-Administrative Violence. European Journal of Social Psychology, 16(4), 311–324. doi: 10.1002/ejsp.2420160402

3 Beauvois, J. L., Courbet, D., & Oberle, D. (2012). The prescriptive power of the television host. A transposition of Milgram's obedience paradigm to the context of TV game show. European Review of Applied Psychology-Revue Europeenne De Psychologie Appliquee, 62(3), 111–119. doi: 10.1016/j.erap.2012.02.001 [PDF]

На основе исследования сняли документальный фильм. Он на французском языке, но всё равно интересно посмотреть, как всё это выглядело.







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.