вторник, 19 июля 2011 г.

Вклад генов в формирование социальных кластеров "пьющих/непьющих"

Американские генетики из Университета Иллинойса, под руководством одного из самых известных исследователей социального поведения, профессора политологии, медицины и доктора философии Джеймса Фоулера (James H. Fowler) провели интересное исследования влияния генов на социальное поведение. Их работа была опубликована в декабре 2010 года в Вестник ААН (Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America).

Ученые исследовали две большие базы данных и сопоставляли генотипы друзей. Они искали у них похожие или противоположные варианты шести генов, вероятно влияющих на социальное поведение человека. Эти гены обычно ассоциируют со способностью рисковать, открытостью, агрессивностью. Анализ показал положительную связь между генотипами друзей для гена DRD2 и отрицательную - для CYP2A6. Иначе говоря, дружат люди с одинаковыми вариантами гена DRD2, и разными - гена CYP2A6. За что же отвечают эти гены?


Ген DRD2 кодирует один из типов дофаминового рецептора, который вовлечен в большое количество неврологических процессов - от удовольствия до обучения. Его варианты связывают с большим количеством поведенческих реакций: от детской агрессии до шизофрении и алкоголизма.

Фоулер с коллегами как раз обсуждают "алкогольный" вклад этого гена в формирование социальных кластеров - непьющие люди избегают общества алкоголиков и наоборот. 

И даже предлагают вариант влияния социума на поведение - человек с "алкогольным" вариантом гена в "трезвой" среде не будет пить, а среди людей с таким же вариантом - будет. 

С геном CYP2A6 все обстоит еще сложнее. Он участвует во множестве метаболических реакций, перерабатывая лекарственные препараты, и даже никотин, поэтому его сложно привязать к какому-то определенному поведению. Однако авторы, ссылаясь на статью 2007 года, в которой показано, что люди с одним из вариантов гена CYP2A6, которые психологически открыты для всего нового, чаще начинают курить, чем люди с другим вариантом этого гена. 

Из этого Фоулер и коллеги делают вывод о дружеских связях "открытых" и замкнутых людей по принципу "противоположности притягиваются". 

Естественно, на ученых тут же посыпалась критика, самый аргументированный и злой вариант которой можно прочитать в блоге Neurocritic. Несмотря на довольно большую выборку (от тысячи до трех тысяч человек), низкую вероятность получения случайных результатов (от 1/2000 до 1/30000), и учет родственных связей друзей, Фоулера закидали вопросами. Это стандартные вопросы для работ, пытающихся связать поведение и работу генов, и еще не раз будут звучать в этой быстроразвивающейся области. 

Большинство из них - это комментарии на тему математических и статистических методов, которые использовались в исследовании, и критика спекуляций авторов по поводу вклада всего одного гена в определенное поведение. Также, в свете большой работы Карин Вервей, опубликованной в октябре 2010 года, исследования Фоулера кажутся невоспроизводимыми. 

Карин Вервей с коллегами искали связь 1,26 млн генетических маркеров с личностными чертами среди выборки в пять тысяч человек. И не нашли никаких сколько-нибудь значимых результатов. Это пока что первая настолько масштабная работа, и Фоулер в ответ на критику обещает сделать подобное полногеномное исследование, и подтвердить, а, возможно, и опровергнуть свои результаты.


Взято.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.