вторник, 5 июля 2011 г.

Включенное наблюдение: командная работа

В продолжение темы "Включенное наблюдение или ставим опыты на себе?!". В ней я описал важные условия проведения включенного наблюдения.

В этом посте я решил остановится на одном из условий:

Погружение в культы не производится в одиночку, оптимальная команда 3-4 человека, причем один участник не посещает культовые мероприятия.

Простой тезис "Внутрь культа ходить одному - высокий риск"

Может возникнуть вопрос - "Почему?"

Попробую объяснить. Нахождение в любой социальной коммуникации обусловлено двумя параметрами: собственное представление о себе самом и представлении о нас другими индивидами.

Представление о самом себе всегда завышено. Этот феномен давно изучен в социальной психологии. Если кратко его описать, то любой индивид считает себя "выше среднего" по своему социальному окружению. Соответственно это нам дает ощущение контроля над обстоятельствами и своим поведением. Данное ощущение ложное и завышенное, хотя нам кажется, что мы рациональные и логичные люди, уверенные в себе и с большим багажом знаний, которые нас защитят.

Вся прелесть в том, что наше поведение в группе часто состоит из "социальных автоматизмов". Если их грубо описать, то это экономия социального времени в системе "опасно/безопасно" и "свой/чужой". Остатки нашего биологического прошлого из стай приматов, наложенные на сложные современные социальные условия существования современного человека.

Например система "гость-хозяин" это определенный свод автоматических правил, которые позволяют нам без опасений принимать человека в своей уютной "пещере" и которая гарантирует нам безопасный контакт/общение. Люди не соблюдающие данный автоматизм подозрительны и мы с ними должны ограничить свое общение. В итоге 99,999% населения планеты спокойно сосуществует в огромной системе социальных автоматизмов, которые позволяют взаимодействовать вместе, на определенных правилах, такому количеству приматов-людей в мегаполисах .

Для лучшего понимания системы автоматического социального поведения достаточно почитать 2-3 книги из моего списка по социальной психологии.

На другой стороне стоит наше желание адаптации в любой группе. Частично это связано с нашей системой социальных ролей, а так же привычкой постоянной социальной адаптации, с целью избегания тревоги за собственное выживание. "Если я такой, как эта группа, то мне ничего не угрожает". Опять же отмечу, что я говорю не о том, что мы осознаем, а о том, что нами на самом деле руководит в социальных отношениях. Как ни печально, но во главе нашего социального стоит принцип банального биологического выживания (ну может только у атеистов).


Обычно мы с Вами находимся в поиске конформизма, приспособления и поддаемся групповому давлению. Самый простой и бытовой пример: "Тосты за столом". Ничто иное, как демонстрация признания власти одних над другими,  а так же демонстрация верности групповым нормам. ;)

В итоге, что у консультанта, что у любого обывателя, есть завышенная оценка собственных интеллектуальных возможностей, критического мышления и возможности принятия быстрых рациональных решений в условиях группового давления. С другой стороны у нас есть выработанные за 20-40 лет правила автоматического социального поведения.

Вы можете не согласится и сказать, что легко можете встать и уйти. Вы будете правы, но отчасти. Чайник кипит только при определенной температуре. Например в психокульте "Лайфспринг" или "Источник жизни" на Вас будут орать матом или заставят одеть детские памперсы. Рационально мыслящий индивид скажет: "я встану и уйду". Но в практике - не уходит. Его блокируют не возвратом значимой для него суммы денег за "обучение" и тем, что "уходят только слабаки и неудачники" + "уйдет он, оштрафуют всех". Если контролировать и не доводить до "точки кипения", то из Вас получится прекрасный "раб на галерах". 

К чему я так долго веду: есть вещи, которые мало зависят от нас. Нахождение в культе должно планироваться и к нему нужно готовится, но... все психологическое воздействие и участие в групповой динамике будет воздействовать на нас, как на рядовых участников. Есть небольшие отличия, но о них в отдельном посте.

Чтобы замедлить механизмы присоединения к "замечательной культовой группе", а так же иметь гарантированную защиту - нужно работать в собственной малой группе.

Конечно можно ходить на десятки культовых мероприятий в одиночку и остаться самим собой (что не возможно по моему мнению). Меня волнует вопрос - действительно ли мы заметим, что перешли Рубикон и стали меняться под культовое мировоззрение? Не будет ли поздно?

Проверять сложно, т.к. психика у нас с Вами одна и "починить" ее сложно. ;)

Стоит отметить, что включенные наблюдения лучше всего проводить в религиозных и коммерческих культах и сектах, а так же в националистических или радикальных кино-музыкальных тусовках. Психокульты крайне нежелательны для включенного наблюдения, т.к. там Вы уже реально жертвуете своим "Я", какой бы не была подготовка.

Теперь будет блок похожий на "шпиономанию", но именно следование подобным правилам максимально снижает "организационные и физические риски" провала включенного наблюдения. 

Обычно команда наблюдателей состоит из 4-х человек:

а) 2-е работают в паре;
б) 1 работает самостоятельно;
в) 1 находится вне культа.

Если людей мало, то возможны 2 комбинации (в зависимости от культа):

а) 2-е работают в паре;
б) 1 работает самостоятельно;
в) кто-то информирован, где Вы будете и когда планируете освободится.

Второй вариант: 2 одиночки в работают в зале, один во внешней зоне вне культа.

Задача "одиночки" во включенном наблюдении быть "черным ящиком" исследования. Его задача при любом негативном варианте развития ситуации - покинуть культовое мероприятие. Желательно не вызывая подозрений. Если ситуация, когда Вы пошли в виде двух "одиночек", то заранее распределите, кто у Вас "черный ящик". "Черный ящик" обычно сидит недалеко от выхода из помещения.

Внешний "наблюдатель" должен следить за мероприятием из вне, что бы быть в курсе, если Вас посадят в какое-то авто силой. Конечно такая ситуация крайне маловероятна, но включенное наблюдение не терпит ошибок, особенно если Вы публичный критик культов. К тому же внешний наблюдатель потом активно ведет процесс сопротивления культовой индоктринации в среде участников-исследователей включенного наблюдения. Вполне возможно заменить внешнего наблюдателя, на информированного человека, который знает куда и во сколько Вы пошли и когда планируете вернуться.

Основная группа "двойка", не должна смотреть в сторону "одиночки" и не реагировать на его действия. Полное игнорирование. Задача "Двойки" изучать культ под определенными социальными ролями.

Часто в культе есть отдельные женские и мужские группы. Поэтому "двойка" должны быть разного пола. О создании "образа жертвы"/"легенды" будет отдельный пост.

Задача "двойки" рассеивать внимание простых вербовщиков, перебрасывая общение "как мячик" между собой. Не дать сфокусироваться двум-трем вербовщикам вокруг Вас, на ком то одном из Вас или Вашей легенде. Задача растянуть Вашу легенду на 5-7 посещений с небольшими перерывами, что бы выпадать из "графика вербовочных занятий". В данном случае "общение" напоминает распарывание Вашего лоскутного одеяла, где Вы кусочками "скармливаете" культистам удобную "легенду жертвы". При общении Вы не должны сидеть "сцепившись" и в "обороне", а должны следовать своей "легенде".

Как правило, культисты обрабатывают Вас до 40 минут, а потом начинаются "групповые сессии" и "молитвы", когда им не до Вас (т.е. они следят и показывают Вам, как себя вести, но разговаривать с Вами активно не могут).

Сотовые телефоны должны быть спрятаны и в беззвучном режиме. Лучше работать без них. Сотовый должен быть только у "одиночки", который следит за происходящим в группе.

Сотовый опасен тем, что он может дать о Вас информацию, если его отнимут или будет странным, что Вы не дадите свой сотовый номер добрым "прихожанам" для "Домашних занятий" в дальнейшем.

Включенное наблюдение это метод исследования только первой стадии по Левину. Продолжая "включенку" на втором этапе, Вы резко увеличиваете возможность собственной вербовки или раскрытия. Цель включенного наблюдения может быть различной:

а) подготовка специалиста к культовому воздействию (отдельная тема о работе по переработке полученных впечатлений после каждого посещения культа);
б) изучения специфики вербовочных мероприятий конкретного культа;
в) поиск нужной информации или завлеченных людей;
г) проведение тестов по реагированию культистов на критику, на сомнения и т.п.

Групповая работа во включенном наблюдении и совместная подготовка, проработка сценариев "срыва включенного наблюдения", резкого ухода из культа и т.п. позволяет Вам находясь в культе и показательно участвуя в его деятельности оставаться в своей "малой социальной группе", как в коконе. В психокультах не получится снижать групповую динамику, т.к. там Вас активно заставляют часами без перерыва участвовать в культовых ритуалах по индоктринации. 

Отдельно отмечу, что именно групповой анализ культовых мероприятий с не предвзятым мнением "внешнего наблюдателя", который был вне культа, позволяет максимально снизить влияние культовых доктрин на Ваше мировоззрение. Об этом я напишу отдельный пост.

И конечно важно помнить, что включенное наблюдение не может быть не анонимным. Это большое заблуждение, что Вы должны прийти и сказать - "Я психолог/социолог буду Вас изучать". Любая часть "правды" о Вас это возможность Вас изменить и повлиять на Вас + это искажает исследование, т.к. Вы становитесь "поедателем" внешней истины для "язычников" (внешней идеологии, которая разительно отличается от внутренней для "вербуемых"; есть еще много внутренних уровней правды).

P.S. Настоятельно не рекомендую реализовывать на практике описываемые мною действия. Мне еще нужно публикаций 7-8, что бы полностью описать свой практический метод погружения в культах, который позволяет снижать вред от культового воздействия.

P.S.2. Пишу специально о включенном наблюдении, что бы будущие исследователи культов и психологи, понимали сложность практического изучения культов изнутри. Это не простое рядовое посещение"выставки в музее".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.