воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Включенное наблюдение или ставим опыты на себе?!

Сегодня коллега прислал линк на новый Пермский научный проект, участники которого заявили об опыте включенных научных наблюдений деструктивных культов. Это второй раз (первый о якобы исследованиях культов методом погружения у студентов православного питерского вуза) когда я слышал о таких опытах в России, но к сожалению никогда не мог ознакомится с их результатами.

Проблема любых научных экспериментов заключается в том, что сложно воспроизвести "условия культа" для лабораторных/кабинетных исследований. Подавляющая часть ученых и социологов в нашей стране используют именно такой вид исследований, за редким исключением предпочитая полевым кабинетные.  Это характерно для исследователей замкнутых групп, например, субкультур, радикальных и террористических организаций, культов.

Я долгое время сдерживал себя в публикации методологии включенных наблюдений в культах. За 5 лет я отходил свыше 700 часов в разных культах, мои практиканты в среднем свыше 300 часов и на 10 проектах был только 1 срыв. Причем срыв произошел из-за того, что исследователь решил начать собственное исследование и отошел от инструкций и требований. Мы помогли ему вернуться к нам и потом мы распрощались с ним.


С другой стороны, явно начинает прослеживаться определенный интерес к включенным наблюдениям замкнутых асоциальных групп и возможно, наступило время, когда нужно поделится методологией. Она не является каким-либо ноу-хау. (социальный психолог в Волгограде достаточно быстро смог определить основные защитные элементы моей методики, когда мы общались за чаем). Все зависит от квалификации специалиста. Мне повезло в том плане, что я изучаю методики конспиративной работы террористических организаций и активной вербовки в культы. Создать на стыке этих сфер определенную методологию погружения в мир "коллективного давления" не составляло большого труда. Первые несколько сотен часов пришлось "обкатывать" ее на себе, но потом она показала свою практичность.

И так, вот некоторые нюансы включенных наблюдений:
  • "Включенное наблюдение" это погружение в культовую среду в определенном образе. Это не приключение, это не туризм и не история для лекции. В культе Вы ведете себя как "собака" - смотрите и молчите.
  • Погружение в культы не производится в одиночку, оптимальная команда 3-4 человека, причем один участник не посещает культовые мероприятия.
  • Посещая культы Вы должны уметь играть разные роли, уметь лгать и обманывать, должны уметь говорить и вести себя определенным образом (Сложно для консультанта при позиции "борьбы добра и зла"?! Как же так, делать так же, как и "злобные культисты"? Как раз черно-белое мышление и абсолютная "демонизация" культов затрудняет исследования. Нет "добра и зла" в чистом виде, есть много разных цветов и оттенков. Обманывать и лгать придется на протяжении всего "наблюдения" (если речь идет не о разовом посещении, а о полноценном исследовании) или Вы станете культистом).
  • Изучая культы изнутри нельзя блокировать психологический вред, его можно только снижать. Исследователь получает и ощущает те же самые эмоции, что и рядовой неофит. Очень важна "работа" после посещения культа, которая позволяет заблокировать рационализацию и разделение культовой идеологии.
  • "Включенное наблюдение" подходит не для всех культов и не для всех мероприятий. Несмотря на то, что я практикую "культовый туризм", когда вожу новых спецов из определенных структур или журналистов, каждое посещение культа это новая царапина или шрам на моей психике. Есть ряд культов, куда я не пойду из-за определенного вреда или это будет стоить очень очень дорого.
  • "Включенное наблюдение" должно базироваться на гибком и вариативном поведении, но при этом базироваться на определенных правилах, которые ни в коем случае нельзя нарушать или пересматривать (во время проекта).
В культы нельзя ходить без большой подготовки. Нужно знать о культе всю их специфику и методологии вербовки, разделения групп, расписания, запреты, места проведения и самое главное - "включенное наблюдение" противопоказано людям, которые в "поиске". У Вас должна быть своя личная и принципиальная позиция по вопросам веры, государства и общества, межличностных коммуникаций, личных достижений и смысла жизни, культуры и музыки. Если Вы ищите "ответы" и попадаете во "включенку", то у Вас появляется "ахиллесова пята", по которой начинают работать "вербовщики". 

Очень часто ко мне поступают предложения сопровождать кого-то во "включенном наблюдении" удаленно, через Skype или e-mail. В основном это люди которые столкнулись с культами, или их знакомые попали в культ. В 90% случаев это скрытое желание "обретения знания о том, что там все в порядке и ничего не страшного". В 5% случаев это "проверка своей абсолютной неуязвимости", что на самом деле "логическая ошибка", т.к. мы все уязвимы перед манипулированием. Сопровождать кого-то в культе через сеть это крайне призрачная по своей эффективности услуга, которая может граничить с самообманом консультанта или заказчика-клиента.

С точки зрения этики консультанта по выходу - мы не можем способствовать продолжению посещения культов. Ни косвенно, ни напрямую. Исключение - правоохранительные органы или научные исследования коллег, т.е. искусственные ситуации (расследования или исследования) когда условия понятны и вред осознаваем. Причем понимание вреда должно идти с позиции, если у нас 0% защиты, т.е. самый "негативный сценарий" (метод сценариев).

Включенное наблюдение это метод исследования только первой стадии  по Левину. Продолжая "включенку" на втором этапе, Вы резко увеличиваете возможность собственной вербовки или раскрытия.

В следующих публикациях по этой теме, я расскажу какой должна быть команда, что нужно изучить до и как себя вести себя внутри культа, какая работа должны идти после культа. Единственная просьба - применяя эту методику, Вы должны понимать, что она снижает вред и упрощает включенные исследования, но у нее есть свои пределы: Ваша психика, слаженная работа команды исследователей и слаженная работа вербовщиков культа. ;)

P.S. До сих пор есть сомнения, нужно ли делится с методикой? Поможет ли она исследователям-психологам или подтолкнет "бытовой туризм" в культы? ;(

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.