суббота, 8 января 2011 г.

Игра в тетрис помогает избавиться от кошмаров

Статья, в которой исследователи из оксфордского университета обосновывают возможность применения тетриса для психотерапии, появилась в журнале PLoS ONE. Серия экспериментов со здоровыми добровольцами показала, что после игры в тетрис существенно снижается частота "флешбэков" - ситуаций, когда на человека неконтролируемо нахлынывают неприятные воспоминания.

С травмирующими воспоминаниями сталкиваются люди даже в благополучных странах - автокатастрофы, смерть близких, насильственные преступления, пожары и прочие происшествия происходят везде. Там, где идут военные действия, в регионах гуманитарной катастрофы, посттравматические стрессовые расстройства (психологи и психиатры используют сокращение ПТСР или PTSD) встречаются повсеместно, существенно снижая качество жизни людей.


Для борьбы с ПТСР психиатры и психологи ищут различные методы. Зачастую с активным участием нейробиологов, которые уже смогли доказать то, что можно ослабить эмоциональную составляющую воспоминаний - не стирая памяти о событии как таковом. Но пока эта методика испробована лишь на мышах, и потому идет активный поиск других способов, особенно в рамках психотерапии как таковой.

В британском руководстве по лечению ПТСР 2005 года (Post-traumatic stress disorder:The management of PTSD in adults and children in primary and secondary care; ISBN 1–904671-25-X) описываются два основных подхода. Первый - это психотерапия, которая призвана научить пациента расслабляться, останавливать навязчивые мысли и переосмысливать имеющийся опыт. Второй, используемый часто в комбинации с первым, - назначение антидепрессантов, как правило из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (в переводе с фармакологического на русский это значит, что препарат повышает концентрацию серотонина, ответственного за работу "эмоциональных" участков мозга).

Психологи предположили, что если участникам вначале показать пугающий фильм со сценами автокатастроф и хирургических операций, а потом в следующие четыре часа давать отвлекающие задания, частота неприятных воспоминаний будет уменьшаться. Подборка аварий и хирургических сцен еще в прошлых исследованиях зарекомендовала себя как неприятная, способная вызвать серию спонтанных воспоминаний - но все-таки недостаточная для формирования у здорового человека настоящего посттравматического расстройства.

Более того, ученые выбрали викторину и тетрис как задачи, вовлекающие в процесс своего решения разные отделы мозга. Тетрис требует пространственного мышления и активной работы зрительной коры, а викторина - абстрактного мышления и выражения своих мыслей на бумаге. Теоретически эффективность викторины для вытеснения визуального ряда должна была быть ниже - что и подтвердилось на практике.

Практические рекомендации, которые могут последовать за открытием (авторы достаточно осторожны и говорят именно о возможностях, а не о необходимости тут же начать действовать) таковы - в первые четыре часа после травмирующего опыта человека имеет смысл отвлекать, но не всегда разговорами. Более того, анализ частоты флешбэков после того, как людям предлагали решать викторину, показал, что им становилось не лучше, а хуже по сравнению с теми, кого не трогали вовсе!

Четырехчасовой промежуток так же важен. В прошлых исследованиях было показано, что после получения мозгом любой новой информации запускается процесс консолидации памяти: память из краткосрочной переходит в долговременную форму. Это "затвердевание" воспоминаний можно нарушить, лишь пока оно не завершено - через несколько недель справится с развившимся ПТСР будет сложнее.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.