пятница, 29 июля 2011 г.

Джанет Рейтман: Что находится внутри "луковицы" Саентологии?

В 2005 году репортер из журнала Rolling Stone Джанет Рейтман (Janet Reitman) впервые вошла в двери нью-йоркской Саентологической церкви, чтобы начать свое расследование, закончившееся в 2006 году публикацией статьи "Внутри Саентологии". Статья была номинирована на национальный приз и стала основой для новой книги Рейтман: "Внутри Саентологии: история самой скрытной религии Америки".

Изучая Саентологическую церковь, первые пять лет Рейтман пыталась "понять Саентологию: не судить, а просто впитывать". Результатом этого процесса стала подробная история организации, которая разрушает многие популярные мифы и излагает ее сложную систему убеждений доступным языком. Мы побеседовали с Рейтман о том, как ей удавалось сохранять объективность, когда она писала о самых проблемных для Саентологической церкви моментах.

В предисловии к книге Вы писали, что намеревались создать первую «объективную историю» Саентологической церкви. Вы изо всех сил избегали отзываться об этой церкви в обидных выражениях и использовали многочисленные источники, однако образ церкви все равно получился гораздо более неприятным, чем я ожидала. Можете ли Вы подробнее рассказать о стандартах объективности, которых Вы придерживались, когда писали «Внутри Саентологии»?

Мой главный редактор Джен Уэннер учила меня объективности, когда я писала свою первую статью для журнала Rolling Stone. Я должна была убрать из текста любые предвзятые суждения. Когда имеешь дело с шокирующим или волнующим материалом, не следует искусственно усиливать его сенсационность. Моей целью было писать в как можно более сдержанном тоне, и я думаю, что именно это, помимо прочего, побудило людей верить мне и моим словам.

Джанет Рейтман
В разговоре с представителями Саентологической церкви на любую тему трудно получить ответ, которые производил бы впечатление совершенно честного; однако, справедливости ради, их работа, как и любого должностного лица, состоит в том, чтобы излагать свою точку зрения. Работая над журнальной статьей, я трижды проводила по 16-17 дней с высшим руководством организации. Они пытаются измотать собеседника, и, по сути, их задачей было склонить меня к определенному мнению. Я общалась с Майком Риндером, их главным специалистом по отношениям с общественностью, в то время вторым или третьим лицом в церковной иерархии. Риндер и другое высшее должностное лицо, Томми Дэвис, много о чем могли рассказать. Я получала от них чуть более честные ответы на конкретные вопросы, чем они могли бы дать в обычном одно- двухчасовом интервью. Это не было таким откровенным пиаром, как можно было ожидать, и наше общение повлияло на мои взгляды.


Я также искала бывших членов организации, которые не судились с Саентологической церковью, не писали книг о Саентологической церкви и не желали иметь репутацию критиков. Они впервые согласились рассказать правду для моей книги под собственными именами в 2007 — начале 2008 года. Потом, в 2008 году, на сцене появилось сообщество хакеров Anonymous , они начали устраивать анти-саентологические акции протеста и публиковать внутренние документы организации. Благодаря этому многие мои источники решили, что они могут выступить открыто. Некоторые из них начали писать книги, некоторые начали вести блоги. Некоторые решили судиться с церковью. Я познакомилась со всеми ними задолго до того, как они начали заниматься чем-либо подобным.

Я искала наиболее надежные источники и до сих пор считаю, что мне это удалось. Я искала бывших членов из числа высших руководителей организации, которые, по моему мнению, заслуживали доверия. Джефф Хоукинс, один из главных персонажей книги, — крайне здравомыслящий человек. Он хорошо воспитан, консервативен и четко выражает свои мысли. Если же у меня появлялись сомнения, я обращалась к первоисточникам в лице сочинений основателя церкви Л. Рона Хаббарда. В них все есть. По существу, это лучший из источников. И, что важнее всего, я должна была подойти ко всему этому без предубеждений. Я очень высоко ценю объективность, поэтому мне нравится, когда люди спрашивают меня об этом.

Как Вам удалось получить столь беспрецедентный уровень доступа к архивам церкви и историческим документам?

Саентологическая церковь не дала мне доступа к своим архивам, но информация поступала через другие источники. Огромное количество внутренних документов предоставили мне бывшие высшие руководители церкви, ушедшие из организации. Кроме того, многие материалы были опубликованы на сайте Wikileaks, который в начале своей истории был обширным хранилищем внутренних документов Саентологии. Это дало мне возможность смотреть на материалы и сопоставлять их с материалами, бывшими в распоряжении других моих источников. Они были для меня путеводной нитью. Но хочу быть очень правильно понятой: я никогда не пользовалась документами из Wikileaks, предварительно не проверив и не перепроверив эту информацию по другим источникам.

Хотя доступно много информации, получить доступ к любым директивам или указаниям, составленным Дэвидом Мискевиджем, труднее. Хождение этих документов ограничено людьми из его ближайшего окружения, и если эти документы не становятся достоянием публики в результате какого-нибудь события, эти документы тщательно охраняются. Я усердно искала многие подобные материалы и кое-что из них заполучила. Однако прочие документы в большинстве своем доступны, если у тебя есть нужные источники.

Вы не вторите — возможно, из пресловутого стремления к объективности — критикам, которые утверждают, что Морская Организация, управляющая деятельностью церкви, незаконно использует труд малолетних. Почему?

Саентологическая церковь — это американская религия, и это означает, что в США (хотя необязательно в других странах) она была признана федеральным правительством в качестве религии. По этой причине она не только освобождена от уплаты налогов, но и находится под защитой Конституции. Двое из моих источников, супружеская пара Марк и Клэр Хедли, недавно подали на организацию в суд и подняли вопрос о труде малолетних. Суд Центрального округа штата Калифорния решил пока не рассматривать этот иск, поскольку в противном случае им пришлось бы, в некотором смысле, подвергнуть судебному рассмотрению саму эту религию и решить, вправе ли она пользоваться статусом религии. Если нет, тогда мы можем с полным законным основанием спросить, каким образом дети 12, 14 или 16 дет от роду позволяется работать по 16-18 часов в день, семь дней в неделю. Но если это религия, тогда Морская Организация, будучи религиозным институтом, защищена законом, и происходящее внутри этого института не подлежит изучению с той же степенью открытости.

В общем и целом, суды неохотно принимают к рассмотрению иски, в которых фигурирует Саентология, поскольку эта организация имеет бурную историю судебных тяжб. Они известны тем, что готовы тратить огромные деньги — не для того, чтобы выиграть дело, а чтобы сопротивляться. Они нередко побеждают просто потому, что люди, в конце концов, говорят: «Да ну их. Это слишком дорого . Они годами нас мурыжат». Такова тактика организация, и она принесла им большой успех.

Кроме того, все не ограничивается тем, что дети решают вступить в Морскую Организацию и подписывают контракт; их родители также должны подписать документ, в котором они уступают церкви юридическое право опеки и право выступать in loco parentis от имени ребенка. Дети не считаются самостоятельными лицами. Они находятся под опекой и руководством церкви. В настоящий момент церковь утверждает, что дети младше 16-18 лет больше не принимаются в состав Морской Организации, и так, возможно, все и обстоит на самом деле. Я не уверена, сколько 12-летних детей теперь есть в составе Морской Организации, но если им 16, они все еще дети; кроме того, в Морской Организации по-прежнему есть много людей, ставших ее членами в раннем детстве.

Вы пишете, что Хаббард считал гомосексуальность «сексуальным извращением», но мало говорите об этом в своей книге. Как относится к гомосексуальности Мискевидж, и как официальная Саентологическая церковь относится к людям нетрадиционной сексуальной ориентации?

В Саентологии быть геем абсолютно невозможно. Они рассматривают это как порок, который нуждается в «исправлении», а не как человеческую особенность. Я не встретила в Саентологии ни одного человека, который был бы счастлив своей нетрадиционной ориентацией. Я знакома с одним геем, который судился с организацией потому, что он все еще оставался геем, хотя поднялся на самый верхний уровень ОТ. Многие думают, что организация обманула их, не исправив их гомосексуальность.

В отличие от некоторых евангелических христианских церквей, Саентологическая церковь не превратила гомосексуальность в социальную проблему. Они не используют этот вопрос как трибуну для публичных выступлений. Особенность Саентологии в том, что она живет в своеобразном коконе. Саентологи не считают светское общество своей территорией. Они считают своим собственный мир и, конечно, хотят, чтобы мы были больше похожи на них. Даже будучи частью нашего общества, они во многом отделены от него.

Будет ли справедливо сравнить их методику с методиками для исправления сексуальной ориентации, которые используют евангелические христиане?

Говоря философски, саентологи, как и некоторые евангелические христиане, полагают, что гомосексуальность излечима, — по крайней мере, бывшие члены Саентологии, с которыми я знакома, говорят, что они верили в это, и что им говорили об этом при вступлении в организацию. Однако, что касается методик, у них нет специальной терапии для геев. Они просто занимаются с ними одитингом. Они считают гомосексуальность проблемой. Они думают, что у тебя есть некая сексуальная одержимость, и хотят исправить ее при помощти стандартной процедуры одитинга. Специальной методики для гомосексуальности они не разработали — во всяком случае, насколько мне известно. Многие люди, с которыми я беседовала, изображают Дэвида Мискевиджа чрезвычайным гомофобом. Однако это не выливается в какие-то глобальные правила, которые можно было бы сравнить с огромным влиянием американских евангелических лидеров на социальную политику посредством взаимодействия с политической элитой.

Вы замечаете, что Хаббарду нравилось окружать себя красивыми молодыми девушками и женщинами, и что Мискевидж продолжает в том же духе. Можете ли Вы поподробнее рассказать об уровне сексизма в Саентологии?

Сексизма не так уж много. Хаббард любил окружать себя симпатичными девушками-подростками. Но все, с кем я говорила, утверждают, что он вел себя с ними как джентльмен, в своем роде по-отцовски. Иногда как очень строгий отец, иногда как безумный отец, иногда как любящий и щедрый отец. Они всегда говорили о его отеческом отношении и не упоминали ни о чем непристойном. Мискевиджу тоже нравится, когда вокруг него симпатичные девушки, но, опять же, я ни разу не слышала, чтобы он вел себя с молодыми девушками непристойно.

Я знаю многих женщин, которые занимали высокие, влиятельные посты в саентологической администрации. Среди руководства церкви есть много женщин, и в этом отношении организация очень эгалитарна. Они просто не смотрят на тебя как на представителя какого-то пола и не связаны некоторыми традиционными представлениями о гендерных ролях.

При этом организация иерархична, и меня как репортера всегда расстраивало, что им было удобнее говорить не со мной, а с моими начальниками-мужчинами. Я говорю о членах организации, ее руководителях и даже бывших руководителях, которые сохраняют этот саентологический образ мышления. Я не знаю , является ли это признаком сексизма . Я никогда не смотрела на это таким образом, однако они явно были более заинтересованы в общении с моими начальниками-мужчинами. Когда я писала статью, они звонили прямо в редакциюRolling Stone , но вместо того, чтобы говорить со мной, общались с моими редакторами, одними мужчинами. Я не вполне уверена, какими мотивами они руководствовались, был ли это просто вопрос контроля или нечто большее.

Вы пишете, что сексуальная жизнь внутри Саентологической церкви четко регламентирована, однако звезд этот регламент, похоже, не касается. К примеру, Вы пишете, что к добрачному сексу относятся с неодобрением, но Кэти Холмс забеременела еще до свадьбы с Томом Крузом. Существуют ли разные правила игры для звездных и незвездных членов организации?

Ну, прежде всего, к добрачному сексу определенно относятся с неодобрением — особенно когда речь идет о детях, посещающих саентологические школы. Но я знаю многих детей, выросших в Саентологической церкви, которые занимались сексом. Думаю, чем в большей изоляции ты находишься в этом коконе, тем сильнее неодобрение. Семья Натали Уоллет, одной из подростков, с которыми я беседовала, одно время работала на церковь, однако девушка не была воспитана в такой строгости.

Однако для звезд существуют совершенно другие правила. Церковь привлекает их в свои ряды для решения двух задач: их имена используются для рекламы, и они финансируют церковь. Ради них из правил делают исключения. В интервью журналу New Yorker Пол Хаггис рассказывает любопытную историю о том, что он всегда сомневался в Саентологии и в том, действительно ли она работает, — что примечательно, пока не достиг высших уровней. Он говорил о своих сомнениях с одитором, и одитор позволял ему это. Такое возможно лишь в том случае, если ты знаменитость или крупный спонсор церкви.

Родители одного из моих источников, Кендры Уайзмэн, были очень, очень увлечены Саентологией и очень богаты. Многие необыкновенно богатые люди не имеют никакого отношения к киноиндустрии. Таких людей тоже считают знаменитостями и к ним тоже существует особое отношение, однако настоящие звезды Голливуда, такие как Хаггис, ценятся на вес золота. Они являются публичным лицом церкви, поэтому вы, конечно, хотите, чтобы их опыт был максимально приятным, и потому не будете к ним слишком строги.

Как действующие, так и бывшие саентологи в разговорах со мной описывали Саентологию как луковицу и говорили, что знаменитости — это луковая чешуя. Дэвид Мискевидж находится в сердцевине луковицы, и Саентология, которой живут члены Морской Организации, возглавляемой Мискевиджем, радикально отличаются от Саентологии, которой живут люди, подобные Тому Крузу. Например, было много обвинений в физическом насилии — огромное количество заявлений такого рода. Звезд относительно этого держат в полном неведении. Вот почему такие люди, как Харрис, испытывают потрясение. В Интернете прочесть об этих обвинениях гораздо проще. Однако в прошлом они ничего не знали об этом, да и теперь зачастую ничего не знают, поскольку Саентологам запрещают читать какую-либо критику в адрес Саентологии. Но об одном знают все, независимо от положения, — о «разрыве отношений». Разрыв отношений имеет место, и люди вынуждены с этим мириться. Но если они преданы Саентологии и считают ее «истиной», они принимают разрыв отношений как часть этой истины.

Создается впечатление, что Саентологическая церковь склонна клеватать на своих бывших членов. Писатель и автор комиксов, бывший саентолог Нил Гейман утверждает, что он больше не практикует Саентологию. Однако церковь никогда не подвергала его публичному унижению. Кого преследуют, а кому позволяют уйти тихо?

Я не так уж хорошо знакома с историей Нила Геймана. Он вырос в Саентологии, и его отец был одним из высших руководителей организации. Он утверждает, что больше не имеет к церкви никакого отношения. Штука в том, что саентологи не будут давить на тебя, если ты не давишь на них. Нил Гейман не осуждал Саентологию и не называл ее «культом». Чтобы сразу расставить точки над « i », я тоже не называю ее «культом». Но церковь боится людей, которые выходят из организации и критикуют ее. Если бы Гейман связался с журналистами и дал негативное интервью о Саентологии, они непременно ополчились бы на него. Так они действуют. Это прописано в их писаниях. Они борются с негативными отзывами о Саентологии. Можно спокойной уйти, и многие так и делают. Есть люди, которые зачастую не хотят, чтобы их слова цитировали. Одитор Тома Круза, с которым я беседовала, просто и без шума ушел из организации и очень хотел сохранить анонимность. Многие другие люди, с которыми я беседовала тоже тихо ушли, но впоследствии согласились дать интервью.

Они получают письмо о разрыве отношений?

Обычно нет. Чтобы получить письмо о разрыве отношений, нужно сделать что-то, чтобы, по мнению церкви, заслужить это. Если они доставляют церкви неприятности, или если сам факт их ухода создает проблемы — семейные, например, — с ними могут разорвать отношения. Но если они просто уходят и говорят: «Я больше не хочу этим заниматься. Если мою дочь это все еще интересует, отлично. Если моих родственников или друзей это все еще интересует, я не буду им мешать. Но лично я этого делать не буду », — судя по всему , они будут в безопасности .

Как только они пытаются вытащить из организации своих детей или говорят своим родным, что те должны уйти из организации, из помечают как Подавляющую Личность (ПЛ), поскольку они препятствуют духовному развитию окружающих. Их родным советуют разорвать отношения с таким человеком. Например, если бы мой отец был Саентологом и решил уйти, к этому отнеслись бы нормально, если бы он не начал говорить негативные вещи о Саентологии, которые породили бы во мне сомнения и беспокойство. Тогда его сочли бы Подавляющей Личностью, и мне пришлось бы разорвать с ним отношения, чтобы сохранить собственное духовное равновесие.

Вы ссылаетесь на некоторые сочинения Хаббарда, в которых демонизация психологии едва ли не превращается в аналог антисемитизма. Например, Хаббард писал, что психологи контролируют финансовую систему, и утверждал, что за всеми крупными международными конфликтами стоит заговор психологов. Верно ли я понимаю его слова ?

Я не знаю . Не думаю, что он непременно был антисемитом. Не в большей степени, чем любой другой белый американец в 1950-х годах. Он был человеком своего времени. Тогда в нашей стране евреи часто сталкивались с дискриминацией и предрассудками. Но среди первых саентологов было много евреев, да и всегда среди членов организации было много евреев. Так что он никогда не проявлял открытую враждебность к евреям — во всяком случае, мне об этом неизвестно.

Однако психиатры и психологи действительно являются воплощением всякого порока, и к ним относятся во многом так же, как на протяжении многих лет относились к евреям, — используют в качестве козлов отпущения и воплощения всяческого зла.

Когда дела у Хаббарда шил плохо, он думал о том, кто обладает властью. В его понимании это были психиатры и психологи. Они не только отказывались включать его идеи в свои труды, но и агрессивно пытались запретить его деятельность. В начале 1960-х Американская психологическая ассоциация рассылала своим членам письма, в которых запрещала им иметь какое-либо касательство к Хаббарду и его теориям. Хаббард считал их врагами, и в Саентологии это отношение не изменилось. Дети, выросшие в Саентологии, говорят, что в их глазах психиатрия является источником всякого зла.

В главах, посвященных Лизе Макферсон — молодой женщине, умершей при загадочных обстоятельствах под опекой саентологов, Вы говорите, что при столь же загадочных обстоятельствах умерли или исчезли еще восемь человек. Можете ли Вы рассказать об этих случаях подробнее?

В книге есть пара историй, в которых говорится о людях, прошедших через Рандаун Замкнутости, для которых этот опыт был очень травматичным. Известны несколько случаев, когда люди при загадочных обстоятельствах умирали в г. Клиаруотер, штат Флорида, но травматичность в этих случаях не могла сравниться с тем, что пришлось перенести Лизе Макферсон. Ее случай уникален, потому что все случилось в штаб-квартире организации.

Я бы сказала, что некоторые саентологические методики оказывают дестабилизирующее воздействие на некоторых людей. И некоторые люди дошли до безумия и покончили с собой. Грег Бэшоу, о котором я пишу в книге, пережил сильнейший нервный срыв и не получил никакой помощи. В конечном итоге он покончил с собой. Его случай отличается от случая Макферсон, потому что никто ему не пытался помочь. Они не хотели иметь с ним никаких дел.

Они отпускают таких людей, потому что не хотят проблем с законом?

Да, они не хотят проблем с законом. Видите ли, Саентология всегда должна «работать». Она должна улучшать твое состояние. Если тебе не стало лучше, если что-то идет не так, они винят в этом тебя. Это не их вина. Они считают, что причина кроется в тебе и не хотят нести за это никакой ответственности.

Вы рассказываете о многих людях, которые столкнулись с психологическими проблемами, когда практиковали Саентологию. Сам Хаббард ко времени своей кончины, очевидно, принимал психотропные лекарства. Какова связь между Саентологией и психическими заболеваниями?

Я не думаю, что Саентология провоцирует психические заболевания. Конечно, некоторые люди, практикующие Саентологию, испытывают психологические проблемы — ведь Саентология обещает избавление от многих проблем. Однако Саентологам не позволяется принимать никакие психиатрические лекарства, и при вступлении в организацию они должны отречься от любых связей с психиатрами и психологами. Но не все саентологи страдают от психологических проблем, и Саентология не доводит каждого до сумасшествия или самоубийства. Некоторые ранимые люди, увлекшись Саентологией, серьезно пострадали; другие, наоборот, преуспели. Вот почему эта группа представляет интерес, и вот почему на них трудно махнуть рукой. Нельзя сказать, что они причиняют вред всем.

Можете ли Вы подробнее остановиться на том, как, по Вашему мнению, Саентология будет развиваться на протяжении нескольких следующих поколений? Вы пишете, что они, возможно, используют вложения в недвижимость для сокрытия того факта, что количество членов организации сокращается. Как по-Вашему, если выяснится, что Саентология — это всего лишь девелоперская компания, ждут ли ее новые проблемы в плане освобождения от налогов?

Возможно. Они вложили много денег во внешние вещи — такие как недвижимость и реклама — в ущерб внутреннему содержанию. Я имею в виду, что они лишились части своих лучших специалистов, людей, которые действительно разбирались в вопросе и понимали, чем занимаются. Но если содержание сокращалось, внешне церковь многократно разрослась. И глядя на Саентологические церкви по всему миру, можно подумать: «О, да это и правда большая организация!»

Но когда пять лет назад, на пике периода Тома Круза, я побывала в нью-йоркской организации, там никого не было. Я возвращалась туда дважды или трижды, и редко видела там кого-либо. В период 60-х — 80-х годов они устраивали большие ознакомительные семинары, которые посещали по 40-200 человек. Когда я там была, я оказалась единственным человеком в комнате. Я даже не знаю, сколько членов они насчитывают сейчас.

Однако существует независимое движение саентологов, отколовшееся от церкви. Они чем-то напоминают протестантских реформаторов, которые порвали с католической церковью. Если говорить конкретно, они, в отличие от официальной Саентологической церкви, не берут с людей огромные деньги, и они не используют таких карательных мер. Думаю, деньги и догматизм стали для роста Саентологической церкви настоящей ахиллесовой пятой.

Официальная Саентологическая церковь невероятна склонна к карательным мерам, особенно при Мискевидже. Хаббард мог сурово наказывать, но он также объявлял амнистии, прощая всех. Мискевидж, похоже, этого не делает. Кроме того, одитинг стал очень дорогим удовольствием, которое не по карману многим людям. Если Саентология сможет адаптироваться, снизив цены и не прибегая так широко к карательным мерам, она, возможно, еще будет расти.

Им придется позволить людям обсуждать и оспаривать догматы, чтобы религия могла развиваться как любое другое вероучение. Мормоны — замечательный тому пример. Некоторые мормоны писали критические книги о Джозефе Смите и истории своей церкви. Среди них есть интеллектуалы, которые дотошно копаются в богословии, и есть огромные университеты. В Саентологической церкви ничего этого нет. Если она сможет стать такой, она укрепит свою власть. Тогда она станет настоящей религией, жизнеспособной и долговечной — по крайней мере, в глазах тех, кто верит в ее учение. Но она не сможет этого добиться, если не изменится. Церковь может просуществовать еще долго, поскольку у нее много денег, но это не значит, что она сможет вырасти количественно или превратиться в мировую религию.

— Religion Dispatches, 26.07.2011

Взято.

P.S. При прочтении необходимо учитывать толерантное отношение американцев к своим "культам", а так же работу "фабрики судебных исков" Саентологии. Не смотря на спорные заявления, многие моменты деятельности культа представлены в новом свете и крайне интересны. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.