четверг, 28 июля 2011 г.

Обзор книги: "Правила мозга" ("Brain Rules")

Репост: http://21cent.ru/917


За последние пару месяцев прочитал и прослушал аж две книги по этой теме: Brain Rules by John Medina и Your Brain at Work by David Rock. В отличии от Джилл, они рассказывают не свои истории, а пытаются давать рекомендации на основе научных исследований.
Джон фокусируется на общих принципах и законах функционирования мозга, про которые рассказывает довольно кратко. Дэвид же погружается значительно глубже и подробно рассматривает разные жизненные ситуации, в основном на работе, с точки зрения работы мозга и биохимии. Такие вещи как окситоцин, дофамин и эпинефрин связываются с такими социальными понятиями как статус, вознаграждение и другие.
Впрочем, возможно мне просто показалось, что вторая длиннее и подробнее потому как я её не слушал, а читал, на что очень сложно найти время. В итоге, она растянулось на пару-тройку месяцев наверное.
В общем, если кому интересно, то ниже мои заметки по итогам прочтения обеих. А также пара отличных видео-выступлений и одна простая для восприятия Slideshare-презентация.

1. Brain Rules by John Medina

В случае с Brain Rules я просто взял за основу правила самого Джона с его сайта и кратко описал суть своими словами:

EXERCISE | Rule #1: Exercise boosts brain power.
Здесь автор рекомендует различные виды физической нагрузки, особенно аэробные, в том числе длительные прогулки. Говорит, что если бы участники корпоративных встреч во время обсуждений шагали по беговым дорожкам со скоростью около 3 км/час, то идей бы рождалось намного больше, не говоря уже про улучшенную память и общее самочувствие. Сам Джон, кстати, практикует свою теорию. Говорит, что ему потребовалось 15 минут, чтобы привыкнуть отвечать на email и шагать одновременно.
SURVIVAL | Rule #2: The human brain evolved, too.
Здесь речь о том, что человечество выжило за счёт развития мозга т.к. у нас не самые приспособленные тела. Развитый же мозг позволил заключать союзы с другими людьми и таким образом побеждать. С точки зрения оптимального функционирования мозга, необходимо ощущение безопасности. В продолжение последнего тезиса Джон говорит, что сложно придумать более неудачную окружение, чем корпоративные кьюбиклы, университетская аудитория и школьный класс. Впрочем, конкретных практических советов здесь немного.



WIRING | Rule #3: Every brain is wired differently.
Задачи, с которыми наш мозг сталкивается в течение жизни физически его меняют через изменение нейронных связей. В итоге, у всех нас мозги работают совсем по-разному. Yeah, tell us something we don’t know… На основании этого автор активно критикует школьную систему с её уравниловкой и классами, которые группируются на основе возраста.
ATTENTION | Rule #4: We don’t pay attention to boring things.
Люди уделяют внимание ограниченному кругу вещей. Эмоции, секс, всё, что воспринимается как угроза и т.д. Поэтому заинтересовать людей в чём-то изначально им не интересном — это целое искусство. Учитывая «смерти от PowerPoint», людей, владеющих этим искусством действительно не так много.
Джон рекомендует каждые 10 минут во время лекций и презентаций закидывать “крючок”, вновь пробуждая интерес аудитории. Например, рассказать релевантную историю, показывать релевантное видео или ещё каким-нибудь способом вовлечь людей.
Здесь же приводится уже не новый вывод о том, что мы не можем быть многозадачными. Если только, все остальные кроме основной активности не выполняются уже на полном автомате. После отвлечения на что-то ещё, нам требуется довольно много времени, чтобы вернуться к делу. В среднем, мы заканчиваем на 50% дольше и делаем на 50% больше ошибок.
SHORT-TERM MEMORY | Rule #5: Repeat to remember.
Здесь всё просто. Чтобы запомнить номер телефона, лучше его повторить в течение 30 секунд.
LONG-TERM MEMORY | Rule #6: Remember to repeat.
Опять же, как учили в школе «повторение — мать ученья». Правда Джон советует повторять через полтора — 2 часа. а не через полдня или несколько дней.
SLEEP | Rule #7: Sleep well, think well.
Как только мы не высыпаемся, сразу начинают страдать все когнитивные функции нашего мозга. Пища для размышлений для тех, кто хочет успеть больше, принося сон в жертву.

Помимо этого, возможность вздремнуть полчаса днём очень значительно способствует свежести нашего мышления, но опять же корпоративный мир чаще всего никак не учитывает это в планировании офиса. Эксперимент с пилотами НАСА показал 34% увеличение их навыков после 26 минут сна.
STRESS | Rule #8: Stressed brains don’t learn the same way.
Стресс может быть полезен. Но долгосрочный стресс всегда вреден. Например, эмоциональный климат в семье значительно влияет на академическую успеваемость ребёнка. Об этом же Malcolm Gladwell говорил в Outliers.
SENSORY INTEGRATION | Rule #9: Stimulate more of the senses.
Чем больше, чувств задействовано, тем сильнее эффект. Большое значение имеет обоняние. Если задействовать его, то запоминание увеличивается на 50%.

Эффект активно используется различными кофейнями, например Starbucks.
VISION | Rule #10: Vision trumps all other senses.
Через 3 дня мы помним 10% того, что услышали и 65% того, что увидели.
GENDER | Rule #11: Male and female brains are different.
Частота различных расстройств сильно отличается у разных полов. Также, несколько по-разному мы реагируем на стресс: у мужчин активируется та часть мозга, что ответственна за ухватывание сути, а у женщин — ответственная за детали.
EXPLORATION | Rule #12: We are powerful and natural explorers.
Мы способны и склонны изучать новое в любом возрасте. В Google, 20% рабочего времени можно тратить на проекты не связанные напрямую с основной деятельностью. В результате, 50% новых проектов рождаются как раз в это время.
Если интересно то можно ещё посмотреть короткую Slideshare презентацию от автора и его же выступление в Гугле, по которому видно, кстати, что сам Джон весьма энергичен и хорошо держит аудиторию, что добавляет веры в его слова:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.