понедельник, 20 февраля 2012 г.

Социальный навык "быть выше среднего" или стопка "социальных ролей"

Человек стал на станции метро в Вашингтоне и начал играть на скрипке, это было холодным январским утром. Он сыграл шесть пьес Баха около 45 минут. За это время, так как это был час пик, мы подсчитали, что 1100 человек прошли через станцию, большинство из них по пути на работу.

Три минуты прошло, и мужчина средних лет заметил музыканта. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько секунд, а затем поспешил по своим делам

Минуту спустя скрипач получил свой первый доллар: женщина бросила деньги в кейс и не останавливаясь ушла.

Через несколько минут, кто-то прислонился к стене, чтобы послушать его, но посмотрев на часы убежал. Скорее всего, что он опаздывал на работу.

Тот, кто обратил больше всего внимания - было 3-летний мальчик. Но его мать утащила его за собой, Так же себя повели и несколько других детей. Но все родители, без исключения, заставляли их двигаться дальше.

За 45 минут пока музыкант играл, только 6 человек остановились и остались на некоторое время. Около 20 дали ему денег, Он собрал 32 доллара, но все продолжали идти своим обычным шагом.

Когда музыкант закончил играть, никто не заметил. Никто не аплодировал, не было никакого признания.

Joshua Bell
Никто не знал этого, но скрипачом был Джошуа Белл (Joshua Bell), один из самых талантливых музыкантов в мире (его сайт где можно послушать его музыку). Он только что сыграл одну из самых сложных частей из когда-либо написанных (начал с "Чакона" из партиты номер 2 Иоганна Себастьяна Баха ре минор; "Чакона" Баха считается одной из самых сложных произведений для игры на скрипке. Партитура длится 14 минут), на скрипке стоимостью 3,5 миллиона долларов (скрипка Gibson ex-Huberman работы Антонио Страдивари 1713 года.).

За два дня до игры Джошуа Белл в метро все билеты на его концерты были распроданы в театре Бостона, где стоимость одного места состовляла в среднем $ 100.

В рамках склонности Белла к участию в не совсем обычных для крупного академического музыканта акциях можно рассматривать и эксперимент "Джошуа Белл играет инкогнито в метро", проведенный с его участием 12 января 2007 года по инициативе газеты Washington Post, как часть социального эксперимента, о восприятии, вкусе и приоритетах людей.

Gene Weingarten
Статья  Джин Вайнгартен (Gene Weingarten) о данном эксперименте получила в 2008 году Пулицеровскую премию.

Стоит отметить, что на данный эксперимент Джоуа согласился из-за того, что родился и вырос в семье психологов. Сын двух психологов (отец Белла Алан Белл был сотрудником Института Кинси и почётным профессором Индианского университета).

Задача эксперимента была в следующем: 
  • В обычной среде, в неподходящий час можем ли мы воспринимать красоту.
  • Как мы реагируем, и что делаем чтобы понять это? Признаем ли мы талант в неожиданной обстановке?
Один из возможных выводов из этого опыта может быть:

Если мы не находим одну минуту, чтобы остановиться и послушать одного из лучших музыкантов в мире, который играет лучшую музыку из когда-либо написанных, как много важного в этой жизни мы способны не заметить !?

P.S. (ИМХО) К вопросу о том, что мы всегда исполняем "социальные роли". В театре или консерватории мы одни, в пути другие. Смена масок становится настолько привычным делом, что мы забываем "свое Я" и начинаем подстраиваться под стереотипы и "Я в глазах других".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.