пятница, 26 февраля 2016 г.

Лайфспринг: "Три дня и один вечер... в секте" (лонгрид)

На днях я был свидетелем того, как были унижены несколько десятков человек. Их "раздели" психически, а впредь (судя по некоторым статьям) собираются раздеть еще и физически. За предыдущие 4 дня у меня на плече проплакало невероятное количество мужчин и женщин. Многие из них поделились со мной и другими людьми мельчайшими подробностями своей личной жизни.

Оказывается, всего лишь о безобидном тренинге, который на деле оказывается довольно сильно организованной сектой. 

Почему я решил написать об этом, если есть уже куча статей? Во-первых, я собираюсь описать собственный опыт, а не делать обзор существующих. Во-вторых, изначально мое участие в тренинге не было исследованием секты, я был уверен, что пришел именно на тренинг. При этом я хотел полностью окунуться в "тренинг", чтобы понять тех людей, которые меня туда "тащили". Анализом я хотел заняться после. Но все пошло немного иначе... В итоге, то, что описано здесь, - это впечатления «полуучастника-полунаблюдателя». Такая позиция отличается от позиции участника тем, что позволяет многое фиксировать, и от позиции наблюдателя – тем, что не является «отрешенно-холодной».

Далее будет "много буков", выстроенных по такому плану (четыре главы):
  1. Зачем я туда пошел и начальные условия
  2. Общее впечатление и резюме
  3. Подробная программа "тренинга" с моими впечатлениями
  4. Приложение: задания тренинга.
Возможно, позже я скомпоную весь предложенный здесь материал в полноценную статью, но пока он сыроват.

Итак, поехали... (очень большой пост)

ГЛАВА 1 – Зачем я туда пошел и начальные условия


Так зачем я туда пошел? Примерно две недели назад получил от коллеги письмо след. содержания:
____________________________________________________________

Вчера вечером зашел в твой кубик, чтобы позвать тебя искупаться в речке Москве. К сожалению ты уже ушел. Я отправился на берег с ***, но думал о тебе. О том, какими замечательными качествами ты обладаешь: яркий, открытый, уверенный в себе человек, способный ставить серьезные цели в жизни и добиваться их. Тонкое чувство юмора, умение слушать и слышать людей делают тебя заметным в любой компании, коллективе. Зная, что ты заботишься о собственном личностном росте и развитии, хочу сказать об одной возможности такого рода. Есть некий цикл философских тренингов, где собравшиеся незнакомые люди (независимо от возраста, рода занятий, положения) смотрят на себя со стороны, общаются, пробуют раскрываться, получают обратную связь - в общем, вдохновенно работают над собой и помогают в этом друг другу. Это гораздо круче и ценнее любого *** тренинга, потому что дает возможность сделать то, чего никогда в жизни не делал, увидеть себя глазами тех людей, кому нет смысла говорить неправду. 
___________________________________________________________

Первая мысль была, что этот человек гомосексуалист. Уж очень похоже, что меня пытаются купить кучей ярких слов, непонятно откуда взявшихся (тем более, что их автор - коллега по работе, с которым у меня всегда были исключительно деловые отношения). Однако письмо заканчивалось приглашением на тренинг, поэтому я решил (как потом оказалось, правильно), что он просто получил задание привлечь народ. Но так как я раньше ни разу не слышал о том явлении, о котором собираюсь рассказать (не знаю, почему; оказывается, в средствах массовой информации об этом уже давно шла речь), то четко был уверен, что меня приглашают именно на тренинг.

Перейдя по ссылке, указанной в письме, обнаружил, что на сайте нет никакой полезной информации. В разделе "Команда" написано "Ой... Мы не успели оформить эту страничку" (Какого фига, если компания существует уже давно???) Цены на услуги тоже не приводятся, и полностью отсутствуют программы тренингов (далее буду употреблять это слово без кавычек, хотя везде они подразумеваются). Послал коллеге просьбу прояснить ситуацию. Ответ был такой:
__________________________________________________________

Организаторы тренинга - ребята из Латвии, там уже прошло за сотню курсов. В Москве скоро начнется 20-й. Я знаю Павла Ромашина, он вел мою первую сессию, есть его друг Рома, он вел вторую (забыл фамилию). Они когда-то сами прошли тренинг в Риге и теперь сами ведут в Москве. Можешь связаться с Лизой Варламовой (8-903-269-9899) и, сославшись на меня, порасспросить подробно. Звони не стесняясь. Она менеджер по набору групп на ближайшие сессии. Можно даже пройти собеседование бесплатно, чтобы понять, как и что.

Еще есть www.trening.lv

Ну и о цене

1 сессия (3 полных дня) 12000
2 сессия (5 полных дней) 18000
3 сессия (3 месяца по выходным) 20000

Территориально тренинговый центр на метро Сходненская (10 мин пешком)

Ближайшие 1-е сессии 25 июля и 5 сентября

_________________________________________________________


Далее про тренинг я решил забыть. Но коллега не забыл. Он спрашивал о моем намерении, а я давал туманные ответы. Стоит отметить, что за последнее время коллега сильно изменился. Сбрил волосы и усы, стал очень много улыбаться. Также выяснилось, что его самого на тренинг затащила девушка, которая работает с нами. Это показалось мне тоже очень интересным. Дело в том, что еще год назад эта девушка была весьма замкнутой, носила сероватые балахонистого типа платья и почти всегда смотрела в пол. Сейчас же ее можно увидеть в короткой (иногда слишком короткой) юбке, голову все чаще держит прямо, а какое-то время назад все сотрудники компании получили от нее письмо с предложением сдать денег на детскую больницу. У нас американская компания, поэтому контроль за такими вещами достаточно силен, но даже более того, российское законодательство такой сбор денег тоже запрещает, так что ее шаг был весьма смелым. В общем, ситуация начала меня все больше заинтересовывать, но на тренинг я все равно не собирался (во-первых, деньги надо платить, во-вторых, потратить три ПОЛНЫХ дня, причем слово "ПОЛНЫХ" не зря написано именно так, но об этом далее).

За несколько дней до 25 июля (начало тренинга) коллега звонит и говорит, что заполнил за меня анкету и внес предварительный взнос 4000р. Сначала я негодовал, но потом решил, что пора бы посмотреть на это дело. Любая работа с людьми не может быть бесполезной, и я поехал проходить собеседование, предварительно заполнив анкету, в которой расписал свои цели. Все это было отмазкой, поэтому цели стояли липовые, однако конкретные, т.к. я был предупрежден девушкой, о которой написал выше, что цели должны иметь хорошо измеряемый результат. Список вопросов анкеты см. ниже. В двух пунктах анкеты я указал, что не имею цели. Далее оказалось, что девушка-коллега не прочь проводить меня прямо до дверей тренинговой компании, и я согласился.

Собеседовала меня круто декольтированная девушка, с которой у моей коллеги оказались чуть ли не родственные отношения. Когда моя коллега удалилась, собеседование понеслось. Интервьюерша попросила меня рассказать о моих целях самому, что я и сделал. Когда речь шла о двух пропущенных мною пунктах, он заметила, что «там мы кое-что исправим». И действительно, несмотря на все мои доводы о том, что у меня все ОК в этих двух областях, она меня вынудила туда впендюрить еще пару липовых целей, с которыми я очень быстро согласился, т.к. абсолютно не хотел зависать на этом собеседовании. Была еще одна анкета, с краткой информацией обо мне. Там же в последней строке был вопрос примерно такой: «Кто меня сюда привел». Характерный вопросец… Это вам не опросник с кучей вариантов ответов: «увидел рекламу на улице», «набрел на сайт в Интернете» и т.д.

После того, как закончили с анкетами, девушка заставила меня подписать кучу правил, вроде "не разглашать содержание тренинга", "не пить в течение трех дней тренинга" и т.д. Также надо было согласиться с тем, что "я не беременный", "не употребляю антидепрессанты" и пр. Помимо этого она акцентировала внимание на том, что на тренинге надо испытать как можно больше эмоций. Я со всем согласился и свалил, заметив, что не было подписано никакого контракта и даже чека я не получил, хотя заплатил деньги. Однако это меня не особо трогало, т.к. я решил до конца во всем разобраться.

Перед тем, как переходить ко второй главе, скажу, что меня удержало от поиска информации о тренинге в Интернете. Я все еще был уверен, что иду именно на тренинг в классическом смысле слова, и поэтому решил, что найду примерно одинаковое количество мнений "за" и "против".

ГЛАВА 2 - Общее впечатление и резюме


Чем все это оказалось на самом деле? Изначально я ожидал, что увижу тренера со слащавой улыбкой и буду петь мантры (в переносном смысле) с другими участниками тренинга в комфортной обстановке. "Ударом по яйцам" для меня стала психологическая ломка, которую тренер с первых минут начал устраивать участникам. На моих глазах был унижен самый крупный участник тренинга, здоровенный мужик с железными кулачищами. Тут же перед глазами пронеслось еще несколько "порок". Порки продолжались все три дня. Все условия соответсвовали жесткой ломке. Тренинг длился трое суток + вечер четвертого дня. Возможности вернуться в реальную жизнь и спокойно подумать, порассуждать не было. С 10:00 до 23:00 участники находились в тренинговом зале. Перерывы были короткими, и отдохнуть на них возможностей было мало, т.к. на каждый перерыв давались задания (см. Приеложение). Домой после тренинга удавалось добраться уже совсем ночью, но даже на ночь давались задания. Думаю, что каждому участнику тренинга тяжело было поспать даже пару часов за ночь, т.к. дневной прессинг нависал и ночью. А утром уже снова надо было переться в зал. Выходить из зала без разрешения тренера нельзя (в туалет, попить и т.д. - забудьте). Да и без этого правил очень много. Нужно все время сидеть в открытой позе. Если скрестите ноги или руки, склоните голову на грудь и т.д., вас немедленно накажут. То же самое произойдет, если начать говорить до того, как тренер дал слово, или не то, о чем вам нужно говорить. Тренер орет на аудиторию непрерывно, во время индивидуальных порок орет прямо в лицо, использует слова "хер", "сука", "козел", "дерьмо".

Порки служат тому, чтобы заставить участников тренинга излить душу перед аудиторией. Слезы рассказчика при этом текут рекой, а аудитория узнает все об интимной жизни человека, его проблемах, переживаниях и т.д. У того, кого "насилуют", довольно мало шансов не "расколоться", т.к. он стоит в центре зала, ему в лицо благим матом орет тренер и со всех сторон участники шепчут "откройся".

В перерывах между порками происходит навязывание примитивных концепций, в которых весь мир делится на белое и черное. Тренер убеждает, что не бывает ответа "не знаю", но только "да" или "нет". Вам вдалбливают, что вы обязаны ставить цели, а инструментов для их достижения всего два или три: "щедрость", "отвественность", еще что-то... При этом постоянно говорится, что надо стать искренним и открытым. Все записи и рисунки тренер делает, большей частью, двумя цветами: все, что хорошо, по его мнению - красным, что плохо - синим.

В итоге участники привыкают за три дня к биполярному миру тренингового зала. Но в реальном мире эти концепции уже не работают. И что получается? Верно: человека не принимают в реальном мире, зато в трениговом зале он становится желанным гостем, он обретает зависимость от тех людей, которым открылся. Это становится причиной для посещения следующего уровня тренинга и т.д. При этом вам будут навязаны его дополнительные, "параллельные" ступени (проспекты которых в избытке лежат в тренинговом зале). В следующей главе я подробно опишу первую ступень, про "высшие" можно кое-что прочесть в статьях, на форумах и т.д.

Минусы всего этого тренингового процесса сразу видны:
  1. человек теряет способность жить в реальном мире;
  2. становится дойной коровой тренеров;
  3. привлекает других людей (насколько интенсивно это происходит, можно увидеть в статьях);
  4. все денежные сборы идут прямо в карман организаторам, никаких налогов не уплачивается;
  5.  очень мало средств защитить права человека, поддавшегося манипуляции.
Отдельно надо сказать про тренера. Он стоит того (для тренинговой компании), чтобы его выписывать из Латвии. Я не видел других тренеров такого рода, но попавшийся мне был очень силен. Опыт манипулирования людьми у него просто колоссальный, да и актер он весьма неплохой.

Хочу также отметить, что во многие занятия (не связанные с откровениями перед другими людьми) я пытался погрузиться как можно полнее, т.к. верил, что смогу найти в этом тренинге что-то полезное помимо перечисленных плюсов. Но отторжение всегда оказывалось очень сильным :)

Резюмируя, хочу посоветовать держаться от таких тренингов подальше. Исключение составляет случай, когда вы хотите поработать с людьми, уже имея в виду, что вас пытаются развести. Также старайтесь оградить свое ближайшее окружение от этой заразы. Последствия таких тренингов могут оказаться очень нехорошими. Девушка-коллега давно прошла все ступени предлагающейся лидерской программ, но продолжает бесплатно работать капитаном групп высших ступеней. По ее словам, единственные люди, которым она доверяет, - это те, с которыми она проходила и проходит тренинги. Она непрерывно вербует новых членов секты. Есть еще и другие мерзости. В моем трининге участвовала женщина лет 50, а в ассистентках у тренера была ее дочь. Дочь наблюдала все порки матери. Представьте себе такие слова, обращенные тренером-молокососом пожилой женщине при ее дочери: "Машка! Ты сука!" (Называть всех участников на "ты" - правило тренинга).Если вы все-таки пошли наблюдателем на тренинг, то ни в коем случае не пытайтесь кого-то настраивать против тренера, строить коалиции, вести разъяснительные беседы. Вам придется "быть со всеми" хотя бы внешне.

ГЛАВА 3 - Подробная программа "тренинга" с моими впечатлениями


Первый день

Теперь главная часть эпоса, самая большая, т.к. содержит описание целых трех дней + вечер четвертого. Возможно, все это описалово покажется весьма занудным, но в правом верхнем углу у вас, наверное, есть нужный крестик :) События изложены кратко, только основное содержание. Например, во время рассказа какой-нибудь притчи тренер проводил работу с участниками, чтобы навязывать параллельно свои "концепции". Их суть уже указана выше, а процесс довольно однообразен, поэтому рассказ притчи, который занимал у тренера пару часов, здесь займет несколько строк. Возможно, что хронологический порядок соблюден будет не везде. Здесь же отмечу, что подробную информацию о тренинге собрать довольно сложно, т.к. фотографировать и делать записи без разрешения запрещено (разве что иметь при себе диктофон на 13 часов непрерывной записи).

Итак, поехали...

Немного про (притворную) личность тренера. Утверждает, что ему 36 лет, а сам он прошел лидерскую программу 10 лет назад. Информация о нем (наверняка, липовая по большей части) пополняется в процессе тренинга. Поэтому также вы узнаете, что он в третий раз женат, у него четверо детей, причем двое из них близнецы. А рожать близнецов тяжело, поэтому один из них и его мать боролись за собственные жизни сразу после родов. Плюс у тренера есть мать, которая не хочет жить в свои 69 лет, ее он приводит в пример, когда говорит о людях, которые не способны заставить себя измениться. К этому добавляются рассказы о головокружительных успехах тренера. О том, как он на восходе карьеры повесил объявление, в котором говорилось, что у него будет офис в центре Риги; и все это действительно случилось, и таким образом он стал миллионером и т.д. Кроме того, его клиентами были чуть ли не все министры Латвии, которые сейчас ему обязаны своим положением, женами, детьми и пр. И вообще он боец, т.к. врачи предрекали ему смерть до 30 из-за болезни сердца, а он себя в 36 чувствует отлично. Еще была история о том, как ему друг сломал нос, и было это за дело, т.к. он (тренер) не уделял внимания своей жене. Стоит ли упоминать, что нос у этого перца абсолютно идеален (видать, хирург хороший был, но об этом история умалчивает). В общем, перед вами кавказский аксакал и Джеймс Бонд в одном лице. Стоит, однако, учесть, что все эти истории подавались весьма разреженно в течение всего тренинга и умело вписывались в «концепции», которые он навязывал в каждый конкретный момент.

Одет тренер просто идеально. Скорее всего, от Армани или чего-то подобного. Аксессуары безупречны: оправа очков, галстук, рубашка, туфли - в гармонирующих тонах. Длина галстука - строго до середины пряжки. Одежда не повторяется ни разу за все дни тренинга. Голос у этого мерзавца довольно сильный. Более того, он смог орать три дня непрерывно и не сорвать его.

Первый день тренинга начался с того, что все участники постепенно собирались в зале, нацепив беджи с именами. Всего в тренинге приняло участие 49 человек, из них один - тренер и пять - ассистенты (девушки, прошедшие высшие ступени). У каждого вновь пришедшего участника спрашивалось, может ли он прийти на тренинг еще и вечером понедельника (в то время как изначально заявлялось только о трех полных днях - пятнице, субботе и воскресенье). В какой-то момент в зале появился тренер. Он шутил, все смеялись. Я не заметил, как он прицепился к самому здоровому участнику, но тренер в какой-то момент истерически закричал, чтобы тот встал (все замерли, т.к. до этого были только шутки и смех), мужик подскочил, был назван козлом, и видно было, что он выходит из себя. Когда тренер назвал его козлом вторично, мужик заявил, что "третий раз будет последним". Но тренер снова назвал его козлом и начал очень быстро тараторить, не давая мужику сделать какое-либо действие. Тараторя, тренер сказал, что мужик слеп и т.д. и т.п., что из-за него все остальные теряют время, а затем провел несколько голосований на предмет того, является ли мужик упрямцем, высокомерным козлом и т.д. И все время практически все люди в аудитории голосовали "за", т.к. для них это все еще был прикол, потому что тренер говорил шутливым тоном. Более того, мужик обвинялся в том, что тратит время этих драгоценных людей. Тут я вспомнил рассказ Набокова "Озеро, облако, башня". Там тоже весьма наглядно показано, как коллектив укрощает "необузданную" личность. В общем, мужик постепенно начал становиться шелковым, а т.к. у тренера уже появился повод стебаться над ним и дальше, то этот мужик стал к концу первого дня чуть ли не самым шелковым участником. Признаюсь, у меня сначала была мысль, что этот мужик - подсадная утка, но потом я от нее отказался.

После порки "строптивого" мужика тренер попросил у ассистенток список опоздавших. Все они (опоздавшие) были выставлены у передней стенки. Началось все снова с шутки, но затем порка начала становиться более жесткой. Здесь немного остановлюсь на механизме порок и больше к этому возвращаться не буду. Порки не проходили по строгому шаблону, а были адаптированы к участникам, но многое было общим. Начиналось все с замечаний "Тебе здесь нечего делать", "Я тебя выгоню, если только не...", "Ты тратишь их время" и т.д. Далее обычно шли вопросы "Зачем ты здесь?", "Каковы твои цели?". Тут тренер маркером начинал записывать все, что говорил человек. Затем «показывал», что все это "полное дерьмо" и говорил, как должно быть. Еще были вопросы "С кем ты борешься?", призывы "открыться" и т.д. Все это делалось невероятной силы криком, а жертва обзывалась "сукой", "дерьмом" и пр. Ситуация усугублялась призывами из зала не сопротивляться. И если вы думаете, что дали бы тренеру по морде в такой ситуации, то подумайте о том, что в зале сидит куча людей, которых убедили в том, что вы тратите их время нежеланием работать; обратите внимание на то, что большинство из них съехалось из разных уголков России и поддерживать вас им невыгодно, т.к. тренер выгонит (что он постоянно угрожает сделать) и вас, и их; заметьте также, что если кто-то уже "открылся", то он ждет этого и от вас. В общем, у вас есть некоторые основания полагать, что в случае нападения на тренера, вам вломит стулом по голове даже самая хрупкая девушка аудитории. Наконец вспомните о том, что вы заплатили за тренинг деньги. Так что вы можете только свалить, но иногородним делать это совсем не охота, тем более что для многих (и не только иногородних) плата за тренинг довольно высока. Например, там была женщина, которая хотела бы получать 5тыс. руб. в месяц, а стоимость тренинга почти в 2,5 раза выше. Снова о побоях... Один товарищ рассказывал, как пытался убедить людей на тренинге вроде этого в том, что существует конфликт между бизнесинтересами тренера и интересами участников. Какая-то девушка-одуванчик заявила ему, что занималась каратэ и очень хочет разбить ему лицо. Согласитесь, довольно неприятная ситуация, тем более что давать девушкам сдачи не принято. Возвращаясь к вопросу порки, следует еще отметить, что адаптировать ее к "потребностям" участников тренеру явно помогали анкетные данные. Похоже, он очень неплохо в них ориентировался.

Вернемся к "программе". После окончания порки опоздавших началась порка тех, кто сидел в закрытых позах, затем порка тех, кто пытался говорить, не получив слова. Далее прошла порка тех, у кого на бэджах были написаны прозвища, а не имена. Эта порка выглядела полным свинством, т.к. в анкете, предлагавшейся на собеседовании (это другая анкета, не та, которая с целями) был пункт "как вас называть на тренинге?" Естественно, некоторых это подтолкнуло к выдуманным именам. В общем, постепенно в процессе порок участники усваивали правила: 1) поднимать руку, когда хочешь что-то сказать, но не раньше, чем тренер задаст вопрос; 2) не притворяться; 3) не опаздывать; 4) сидеть в открытых позах и т.д.

Уже самые первые порки начали перемежаться "концепциями" тренера. Концепции были связаны с некоторыми понятиями. Понятия обозначались знакомыми словами, смысл которых искажался. Т.е. слово уже не значило того, что мы подразумеваем, используя его в реальной жизни. Тренер называл слово и спрашивал его смысл у аудитории. Естественно, тот, кто поднимал руку, не попадал в то понятие, которое скрывал за словом тренер. Это служило поводом для новой порки. Поэтому лучшим способом не нарваться на порку было не поднимать руки вообще. Это противоречило правилу тренинга "участие на все 100%", но работало.

Больше возвращаться к "концепциям" тренинга я, в основном, не буду, но имейте в виду, что они обмусоливались в течение всего тренинга.

После начальных порок было две притчи. Первая о двух друзьях, морских торговцах, которые однажды приплыли на остров, где один из них нашел девушку и захотел на ней жениться. Второй его отговаривал, но первый заявил, что в этой жизни ничего нельзя откладывать "на потом". На том острове существовал обычай - выкупать девушек с помощью коров. Коров должно быть не меньше одной, но и не больше девяти, причем девять коров платилось раз в сто лет. Далее оказывается, что девушка, в которую влюбился один из друзей, ничем выдающимся не отличалась, но он хотел отдать за нее 9 коров. Даже ее отец хотел взять меньше, но жених насильно отдал за нее 9 коров. В общем, свадьбу сыграли, второй друг уехал, но вернулся на остров через 10 лет, пошел искать друга и наткнулся на его жену, которая была уже восхитительной красавицей и т.д. и т.п., а стала такой из-за того, что за нее отдали 9 коров. Конец первой притчи. Вторая притча была про мужика, который сходил на тренинг, а после этого шокировал жену до слез тем, что поцеловал после прихода домой сына. Конечно же, оказалось, что этот мужик и есть сам тренер.

Практически сразу после притч появилась легенда «про Толика». Толик – это супертренер по фитнесу. У него нереальных размеров банки и носит он обтягивающую маечку. Конечно же, Толик в первый день знакомства с нашим тренером (которому стоило больших трудов попасть на занятия к Толику) показал, как четко надо ставить цели. Фигура Толика возникает на протяжении всех дней тренинга довольно часто. Например, вот так: «Ах, так тебе неприятно это делать?! Теперь представь, что со мной было бы, если я сказал Толику, что не хочу тягать штангу, а лучше покурю».

Далее было первое задание. Найти пару в аудитории, сесть друг напротив друга. Один должен рассказать о своих целях, а другой должен максимально точно все повторить (при этом надо смотреть в глаза, будто вглядываешься в самого себя и т.д. и т.п.). Затем наоборот. Здесь отмечу, что каждый раз, когда давалось задание выбрать партнера, требовалось, чтобы партнер не был членом твоей малой группы (об этом в следующем абзаце) и не был одним из предыдущих партнеров. После каждого перерыва также требовалось все время садиться с разными людьми.

Затем была разбивка на малые группы. Это группы по 8 человек, в которых нужно было "открываться" и "делиться" на протяжении всего тренинга (перед этим еще была разбивка на группы по 4, которые потом и слились в группы по 8). Составы групп не менялись в течение всего тренинга. Малая группа сразу получает некоторые средства контроля участников. Например, сразу после формирования группы участники должны поделиться своими номерами телефонов. Все задания для работы в малых группах приведены в самом конце этой эпопеи.

Еще в этот день было следующее действо. Тренер заставил всех сбиться в кучу и заставил перемещаться от человека к человеку, говоря каждому одно из четырех: 
  1. я тебе доверяю; 
  2. я тебе не доверяю; 
  3. я не знаю, доверяю ли тебе; 
  4. я не хочу с тобой говорить. 
После действа был разбор и "доказательство", что существуют только варианты 1) и 2). Затем действо повторялось при условии существования только этих двух вариантов.

В этот же день было навязывание концепции "делиться". Помню, был задан вопрос: "В чем разница между "делиться" и "рассуждать". Не сильтесь на него ответить, все равно не попадете (хотя порки вам за это не будет :)). Оказывается, что первое исходит из сердца, а второе от разума. И надо как можно чаще слушать сердце. К этой «концепции» примыкает еще одна, отраженная на плакате, висящем на самом видном месте "Ты не видишь мир таким, какой он есть. Ты видишь мир таким, какой ты есть". Объявляется, что именно сам человек ответствен за все, что с ним происходит. Однако никто в зале не хочет обращать внимание на некоторые противоречия: 1) тренер - единственный, кто ни с кем не "делится"; вместо того, чтобы говорить, сообразно его концепциям "я довел свою мать до того, что она не хочет жить", он говорит: "Моя мать не хочет жить"; вместо того, чтобы (опять же согласно его концепциям) сказать "меня бросили первые две жены", он говорит: "Мы разошлись"; но никакой участник тренинга такого сказать не может; его заставят сказать: "Я виноват в том, что ..." 2) мир представлен совсем уж плоским, разделенным лишь на черное и белое.

Еще в первый день появляется понятие "игра". Оказывает, это то же самое, что жизнь. У игры всего 5 свойств. Но сразу бросается в глаза, что все они обозначают только условия и начальные и конечные состояния ("игроки", "правила" и т.д.) Нет ничего, что говорило бы о процессе. Естественно, что на "правила" игры делается особый акцент. Самым забавным оказывается следующее свойство игры: «Возможность выиграть и риск проиграть». Как и все «свойства» и «концепции», это свойство игры должны назвать участники, причем дословно (я уже упоминал, что неправильный ответ участника инициирует порку, а также новый шквал «концепций»). Представьте теперь, как бы вы отгадали такое свойство?! Напоминаю, что его надо назвать дословно. Возможно, думая о свойствах игры, вы бы назвали (если бы у вас была тяга к сомнительным концепциям J) два отдельных «возможность выиграть» и «шанс проиграть», но никак не такого словесного крокодила. Как вы уже догадались, прошло много порок, пока на плакате был записан «правильный» вариант. Стоит еще отметить, что исхода «игры» «ничья» вообще не существует (это тоже «доказывается»; также «доказывается», что выигрывают либо все, либо никто).

Здесь я хочу отметить еще несколько забавных моментов первого дня. Периодически тренер напоминает, что тренинг был разработан в Йельском университете (см. истинную историю тренинга в статьях). Также говорится, что Билл Гейтс просто фанат таких тренингов. Говорится, что «психология – дерьмо», а «психотерапевты ломают людей». Помимо этого тренер настоятельно запрещает читать (т.к. «читать вредно») и верить (т.к. «нельзя верить, что существуют трамваи; вера – попытка утвердить то, чего на самом деле нет»). Еще один забавный момент состоял в том, что тренер язвительно говорил иногда: «Ведь нас считают сектой!» (После этого всегда предполагался дружный смех). Ну и, конечно же, все эти мотивы следуют через все четыре дня тренинга.

В заключение первого дня тренер зачитывает правила тренинга и заставляет участников обещать выполнение каждого пункта (напомню, что подпись о согласии с правилами была получена еще на собеседовании). Взамен тренер обещает дать возможность не помню точно чего, но в общем стать настоящим человеком. Чувствуете, как круто? Вам обещают дать возможность, которая у вас существует всегда, взамен на то, что вы согласились с кучей всякого говна и заплатили деньги.

Но на согласии с правилами день не заканчивается. Оказывается, что в толпе настоящих людей затесалось несколько паразитов, которые не дали согласия прийти в понедельник вечером. Оно и понятно. Ведь многие люди прилетели (или приехали) из разных городов. У некоторых отпуск заканчивается и т.д. Но ничто из этого тренера не интересует. Он "доказывает" им, что они говорят "фуфло", что им нечего делать на тренинге. Постепенно количество отказавшихся уменьшается до нуля. Последний, с кем "договорился" тренер, попросил отпустить его на 45 мин. раньше, чтобы успеть за это время доехать от "Сходненской" до Павелецкого вокзала (для немосквичей отмечу, что за 45 мин. такое расстояние преодолеть весьма затруднительно). В общем, со всем, чего хочет тренер, на тренинге надо соглашаться, иначе наступает голосование на тему "дерьмо ли стоящий перед вами", результат которого - ваш положительный ответ (а что еще может быть, когда вы стоите перед толпой людей, которые, например, уже очень хотят спать?).

После того, как все положительные ответы получены, мы получаем список заданий (см. список всех заданий в Приложении) на ночь и расходимся.Прежде, чем перейти ко второму дню, добавлю еще несколько итогов первого. Несколько женщин в аудитории получило задание прийти на следующий день в юбке. Вся аудитория получила задание прийти на следующий день в наручных часах. В общем, тренер неплохо позаботился, чтобы держать участников «в узде» вне зала. Каково, например, приезжей даме прийти в юбке, если она с собой взяла только брюки? Придется сильно поднапрячься, чтобы купить юбку в течение ночи или ранним утром. То же самое относится и к часам, которых, кстати, практически ни у кого не было.

Второй день


Во второй день манипуляция, как и следует ожидать, становится еще более жесткой, чем в первый. Контроль тренера над участниками усилился настолько, что он смог беспрепятственно нарисовать маркером крестик на языке женщины, говорившей без разрешения. Еще одной женщине тренер нарисовал (опять же маркером) две широченные полоски вдоль рук со словами: «Эти полоски не должны касаться друг друга». Сделал он это, по его словам, для того, чтобы женщина не сидела в закрытой позе.

В этот же день я обнаружил, что некоторые участники успели нацепить масочки, розданные тренером. Вспоминается такая «исповедь» женщины в моей малой группе. Она рассказала, как здорово у нее получается строить доверительные отношения с сыном. Он позвонил ей из лагеря и сознался, что попробовал пива. Она это поняла и приняла и т.д. Затем кто-то пошутил, что сынок-то может и курнуть. Женщина заявила, что такого быть просто не может. Тут же последовал вопрос «почему?». И как вы думаете? Из-за бесконечного доверия? Ну да, ну да… Женщина ответила так: «Я заставила его как-то съесть три сигареты».

Для некоторых участников второй день на тренинге начался с игры «в футик» (см. задание на ночь в Приложении) в 9.30. Основная масса подошла ближе к 10.00, чтобы обсуждать содержание плакатов, развешанных по стенам зала. Плакаты – это листки бумаги, исписанные «концепциями» днем ранее. Количество их (плакатов) на стенах увеличивалось после каждого дня. Днем ранее каждому был назначен напарник для совместного обсуждения этой дребедени (см. задание на ночь). В 10.20 мы сидели на местах, а в это время перед нами уже стоял тренер в красных бутсах, красной майке, красных шортах и очках с красной оправой (неправда ли, властный видок?). Он спросил аудиторию, какое событие произошло в 10.00. Тут все начали гадать, нарываясь на порки. Тренер говорил, что произошла чуть ли не трагедия. В итоге оказалось, что одна участница не пришла к этому времени (но в на этот момент она уже была в зале). В общем, началась очень жесткая порка. Девушка никак не хотелась «делиться» и только рыдала. Тренер заявил, что мы с ней прощаемся и каждый может сказать ей что-нибудь на прощание. И к чему все это привело? Правильно. Люди из ее малой группы начали просить ее рассказать все, что она рассказала им, требовали «делиться» и т.д. Все это длилось довольно долго, но к тому времени уже было понятно, что порка – это святое, на нее времени не жаль. В итоге, девушка «поделилась» проблемными отношениями с матерью.

За время порки девушка неоднократно была названа «сучкой». Также к ней применялся довольно характерный для тренинга вид шантажа – шантаж невозможностью вести полноценную сексуальную жизнь. Утверждалось, что «с такой сукой» никакой мужик не будет, а если и будет, то тренер лично повесит на него медаль. Тот же вид шантажа постоянно применялся к женщинам, которые признались, что им изменили мужья. Использовались и другие виды шантажа. Что-то мне подсказывает, что тренер знал, чем шантажировать в каждом конкретном случае. Во-первых, были анкеты, во-вторых, «исповеди», а в-третьих, всех участников тренинга привел кто-то с высших этапов (как правило, это довольно близкий к участнику человек; у меня есть подозрение, что этот «близкий» мог «поделиться» с тренером нужной ему информацией). Больше к теме шантажа возвращаться не буду, но использовался он постоянно.

В этот же день был просмотр невероятно слезного видеоролика. Содержание пересказывать не буду, скажу только, что ролик был о смерти маленького мальчика с большим сердцем. Аудитория рыдала, когда тренер возник с микрофоном и предложил «делиться». И понеслось… куча исповедей, обещаний и т.д. Помимо видео в этот день использовалось множество «слезоточивых» песен.

Во второй день появляются «концепции» «никто никому ничего не должен» (все четко дословно, любая «концепция» у тренера формулируется единственным образом), «ничего не бывает вдруг», и «концепция», что нельзя быть «жертвой», но надо быть победителем, почти богом (здесь я точные формулировки не помню).

Концепция «ничего не бывает вдруг» была проиллюстрирована следующими примерами. Если тебе в переулке набили лицо, надо задать вопрос "какой такой я есть, что мне набили лицо?" Далее идет рассказ о школьном (или институтском) товарище тренера, который все время приходил в школу (институт) с выбитыми зубами. Оказывается, дело было в том, что в советские времена не было хулиганов, а у того парня на лбу было написано «Вломи мне», и вот обыкновенные парни, которые абсолютно не хулиганы, выполняли этот запрос. Потом была история о, яко бы, существовавшем исследовании тридцатых годов прошлого века, причем исследование было навеяно работами Эйнштейна. Нашли женщину, которая утверждала, что «все мужики козлы», попросили ее рассказать о достоинствах «некозлов». Далее нашли 49 «некозлов» и одного «козла» и предложили женщине выбрать. Конечно же, среди 50 человек она нашла единственного козла. Далее было 50 «некозлов», она кого-то выбрала и в первый же вечер из-за какой-то минимальной оплошности назвала его козлом.

Рассуждения о том, что «я самый крутой», что в первую очередь надо заботиться о себе, иллюстрировались тем, что в самолетах прежде, чем надеть кислородную маску на ребенка, надо надеть ее на себя.

Еще был разговор про жертв. Перечислялись «концепции» жертв: «от меня ничего не зависит», «меня не услышат», «уже поздно» и т.д. Далее предлагалось выбрать пару и сесть друг напротив друга. Один из участников должен был назвать свою любимую «концепцию жертвы», а другой начинал попеременно орать ему в лицо фразы «арумент «за»!» и «аргумент «против»!», на что надо было приводить «аргументы». При этом в зале играла очень громкая музыка, что провоцировало орать на полную (правда, слышно все равно не было). После первого сеанса роли менялись.

В этот же день было еще задание в том же формате (но с другим напарником) на ту же тему: надо было рассказать о случае, когда был жертвой, и о случае, когда был победителем.

Наличие ручных часов, кстати, было проверено. В зале не было ни одного человека без таких часов (еще бы!).

Я еще ничего не говорил о заданиях на перерывы, поэтому, пожалуй, исправлюсь: расскажу одно из них и дальше возвращаться к этому не буду. Все, что там происходит, можно примерно представить из списка заданий в Приложении. Задание, о котором хочу рассказать, было связано с концепцией «негативной рутины». Это, яко бы, то, что вы, яко бы, лживо и лицемерно проделываете с близкими людьми. На перерыв было задано позвонить близкому человеку и «признаться» в этом, а потом «поделиться» с малой группой. Круто, да? Представьте ситуации тех, кто это делает. А если еще добавить, что запрещено рассказывать об участии в тренинге близким людям? Однако результаты у многих были более чем положительными. Одна девушка, например, рассказала о своей «негативной рутине» подруге, с которой уже долгое время почти не общается. Были слезы, были обещания все исправить и т.д. Главная фишка, думаю, возникает, когда человек не приводит обещания в жизнь. Ведь если долго не общались, значит, были причины. Здесь же следует отметить, что во время выполнения заданий между группами снуют помощницы тренера. В случае «затруднений» они подсказывают, что нужно делать J. Но и без них в группах ко второму дню появляется самоконтроль. Как только кто-то не знал, как ему поступить, остальные ему упорно подсказывали. Как только кто-то отходил в сторону в нерешительности, начиналось шушуканье по поводу того, что «неплохо бы его вернуть» и т.д.

Во второй же день зашел разговор о курении. Было предложено такое «упражнение». Все курильщики должны были встать. Затем предлагалось сесть тем, кто обещает не курить ближайшие два дня. Какое-то количество село. А затем было сами знаете что: порка до тех пор, пока не сел последний курильщик. В этой ситуации очень интересно то, что тренер сам курит. Когда я спрашивал курильщиков, что они об этом думают, то получал ответ: «Очевидно, он не страдает зависимостью и может в любой момент бросить». Курильщики умудрились найти это оправдание тренеру, несмотря на то, что речи о зависимости вообще не шло. Когда их пороли, то делался акцент только на то, как это вредно, как это мешает окружающими и т.д. А раз вредно, то не надо корчить из себя слабака. Почему-то никого из курильщиков не смутило, что тренер, который, по его словам, уже 10 лет как прошел свой первый тренинг, ничего не смог поделать со своей привычкой.

Ключевым событием второго дня стала «игра». Мне уже надоело использовать кавычки всюду в этом тексте, но дело в том, что в них действительно необходимо ставить практически любые слова, использованные на тренинге, и вовсе не потому, что это цитаты.

Перед рассказом об «игре» замечу, что тренер сменил в какой-то момент красную футбольную форму на красные туфли, красный галстук, рубашку с красноватыми полосками. Красные очки остались. Дело в том, в этот день роль красного цвета была особой, но об этом позже.

Еще до «игры» участников заставили огромными буквами записать в тетрадь следующее: «Моя жизнь – это игра с последствиями моих решений и выборов».

Для «игры» участники делились на две команды тренером («самым демократичным способом», - заявил он; далее последовал рассказ о том, что «коммунизма не бывает», «вся страна выбирает Медведева» и т.д.) Команды сидели в разных комнатах и должны были делать ходы. Ход состоял в выборе цвета: красного или черного. За каждый ход команды получали очки следующим образом: если обе команды сходили красным, то каждая из них получала по +3 очка; если одна команда сходили красным, а другая черным, то сходившая черным получала +x, а сходившая красным –y (читать «минус y»); если обе ходят черным – обеим по -5 очков. Чему точно равны x и y, я не помню, но это и не важно. У команд есть возможность после каждого хода дожидаться ответного (его должен передать тренер, придя из другой комнаты) либо сделать все семь сразу. Следует добавить, что очки, полученные на третьем и шестом ходах, удваивались и утраивались соответственно. Очки, полученные одной командой за время игры, получались суммированием очков за отдельные ходы. Вся эта элементарщина утопала в бесконечном количестве подробностей, которые здесь приводить бессмысленно (однако смысл был, его увидите позже). Более того, все, что я уже рассказал, было вовсе не правилами игры, а подано в виде «условий» или чего-то вроде. Но правила тоже были, и их оказалось 11 (!). Причем их перечисление ничего не добавляет к тому, что я уже сказал, если речь идет о сути «игры». Далее объявлялось, что цель игры – «набрать максимальное количество положительных очков» (дословно!).

Те, кто любит головоломки, неверное, уже увидели, что эта «игра» выглядит весьма странно и никакой выигрышной стратегии здесь придумать нельзя. Зато есть возможность «сыграть» не хуже команды-соперницы. Если все время ходить только черными, то количество очков будет не меньше, чем у команды-соперницы. Обе команды зацепились за это (что вполне логично) и обе, как оказалось, «проиграли». И вот тут началась главная порка тренинга. Всем участникам была внушена вина за проигрыш (который расценивался как общий). Было «доказано», что единственный выигрышный вариант, - это когда обе команды ходят красными, т.е. получают по +3. Это, яко бы, определялось целью «набрать максимальное количество положительных очков». А где было сказано, что результат «игры» определяется суммированием очков, набранных каждой командой? Оказывается, об этом говорило правило номер 8. Но! Правила были нам только зачитаны, они не были нигде записаны, поэтому разобраться в них особой возможности не было. Разрешалось просить перечитать какие-нибудь конкретные правила (по номеру), но именно это правило никто перечитать не просил. Да и вообще никто особо не просил перечитывать правила, т.к. там была всякая банальщина. К этому следует добавить, что правила были зачитаны довольно быстро. Некоторые правила были переспрошены (ткнуты наугад), но там говорилось о какой-то другой банальщине. Думается мне, что в действительности под цифрой 8 нам было зачитано что-то другое, т.к. никто не запомнил такого правила. А что произошло бы, если кто-то заявил, что помнит все правила, а правило номер 8 звучало иначе? Оооо… думаю, вы догадались: была бы такааая порка, было бы «доказано», что умелец не в состоянии запомнить собственного возраста (ну или подобный вариант). Вообще, я даже готов допустить (с ооочень маленькой вероятностью), что правило номер 8 именно так и звучало, как потом заявил тренер, но все равно на него не хотелось обращать внимания среди бурного потока банальщины.

Многим во время игры приходило в голову, что цель сформулирована ну очень расплывчато, и многие начинали предполагать правило номер 8 (в том виде, как его после игры подал тренер) в своих рассуждениях, но это приводило к требованию, что другая команда должна играть именно так, как хотите вы. А кто примет такое требование?

Здесь манипуляция тренера кажется весьма очевидной, но в зале это было не так. Лицо у тренера было такое, будто произошла трагедия. Многие были выпороты отдельно на основе наблюдений тренера за ними во время «игры». Затем все были выпороты коллективно на основании того, что «зацикленные на себе эгоисты» и пр. Оказывается, что было множество «подсказок»: он весь день ходит в красном, все самое «важное» записывается красным маркером; строчка, объяснявшая «условие» набора очков за красный цвет, была подчеркнута пунктиром (остальные «условия» были подчеркнуты сплошной линией; напомню, что «условия» и «правила» шли отдельно; «условия» были изложены на распечатанном плакате, а «правила» - устно; кстати, на что вы обратите внимание: на то, что написано, или на то, что сказано?). Более того, оказывается, на одном из многочисленных плакатов, висящих на стенах, он спрятал еще одну подсказку; к тому же двери между комнатами, где были участники, оставались открытыми (эти комнаты разделяла ширина коридора), и это было специально, поэтому можно было слушать другие команды. В действительности подойти к дверям, чтобы подслушивать, никто бы не решился, т.к. там стояли ассистентки (если бы прозвучало такое возражение, то, думаю, тренер заявил бы, что ассистенток можно просто попросить отойти).

Несмотря на то, что здесь это все кажется цирком, народ в аудитории начал обрастать комплексом вины, изначально они были подавлены «проигрышем», криками и пр., а теперь им еще сообщалось, что они не заметили такого количества «подсказок».

В довершение была рассказана история «Про Бекки». Это было на тренинге в уже полюбившемся участникам Йельском университете в начале 80-х. Тренер лично просматривал видеозапись. Играли в ту же «игру», но все было, естественно, жестче: никаких «подсказок», «играли» на разных этажах, да и в командах было по 100 человек (а не по 20, как у нас). Во время «игры» в одной из аудиторий среди общего шума и неразберихи раздался крик: «Тихо! Бекки хочет сказать!» Тут же все сели на пол, чтобы слушать ее. А Бекки была 83-летней бабушкой, которая когда-то вышла замуж за красавца, забеременела от него, а он уехал на фронт. Там он был убит, а Бекки наслаждалась своим горем и т.д., в общем, вырастила «династию» неудачниц: себя, дочь, внучку. А внучка недавно родила правнучку, и вот Бекки хочет, чтобы правнучка была счастлива. Оказывается, единственная причина, по которой все умолкли перед Бекки в том, что она «делилась» этим со всеми. Далее опускаю цепочку рассуждений, которая привела к тому, что ходить надо красным. А что решила другая команда? Там какой-то неформал заорал в микрофон (откуда он его взял?), что хочет со всеми поговорить о Бекки. Все тоже начали слушать. Закончилось тем, что вторая аудитория не захотела, чтобы Бекки проиграла. В общем, тоже решили ходить красными. Т.е. обе команды «выиграли».

Это была кульминация. После рассказа «Про Бекки» в нашем зале все рыдали и винили себя в общем «проигрыше», потому что было «очевидно», что «выигрыш» мог стать реальным даже благодаря всего одному человеку.

Далее каждому давалось 30 секунд, чтобы выступить перед всем залом. Начинать надо было со слов: «Обе команды проиграли, потому что я …».

После этого все получили задание на ночь и разошлись, рыдая. Предварительно было сказано, что надо молчать минимум 40 минут.

Переходя к третьему дню, отмечу пару итогов второго. В течение дня мне удалось поспрашивать участников, был ли хоть с кем-то заключен договор. Ничего подобного не было, и чеки тоже никому не давались. Плюс я порасспрашивал участников о том, как они оказались на тренинге. Оказалось, что все были «затащены» кем-то из близких или знакомых. В этот же день стало понятно, как реализуются слова тренера «выгоню» (по крайней мере, один из сценариев). Он выставил за дверь женщину, которая «раскрыла рот» во время обсуждения условий «игры». Но тут же за женщиной выбежало некоторое количество ассистенток. Затем одна из них вернулась и заявила, что женщина на все согласна, лишь бы ее оставили на тренинге. Тренер картинно заявил: «Если Лиза (она в этой «тренинговой компании» кто-то вроде администратора) разрешит, то я согласен». Лизы на месте не было, он прикрикнул на ассистенток: «Ну так позвоните ей!». Как и следовало ожидать, все закончилось тем, что Лиза «дала добро», и участница вернулась в зал. Чтобы гарантировать ее молчание, тренер засунул ей в рот салфетку.


Третий день

В третий день я заметил, что слезоточивость на тренинге сильно увеличилась при том, что порка значительно ослабела. Утром, приходя на тренинг, уже нужно было перецеловать и переобнимать множество людей. Общение в малых группах во время заданий тоже постоянно прерывалось для групповых объятий.

Для некоторых третий день (как и предыдущий) начался с футбола. Причем на этот раз в футбол играло гораздо большее количество народа, включая женщин.

В самом начале дня был показан еще один «слезоточивый» ролик про женщину, которую «бросили» (по ее мнению) все, кроме горничной, которую она со слезами обнимает в самом конце ролика. После ролика – снова поток слез. Все «делятся», порок практически не происходит.

Плакатов в этот день рисовалось мало. Но один ключевой малевался особенно тщательно. Там был нарисован поезд, а на крыше его последнего вагона сидел человечек, который смотрел в сторону, противоположную движению поезда. Причем не просто смотрел, а в бинокль. И нам было сказано, что мы все такие: пялимся в бинокль на прожитое, чахнем над переживаниями, вместо того, чтобы сидеть в голове поезда. После этого было составление всяких списков того, что нам надо оставить в прошлом (см. Приложение).

Была работа в парах. Снова садились друг напротив друга, любовно глядя глаза в глаза. После этого тренер заставлял одного из пары встать со стула, сохраняя контакт глаз. Затем, сохраняя контакт глаз, тому же самому партнеру предлагалось залезть на стул. После этого второй человек в паре должен был (конечно же, сохраняя контакт глаз) сесть на пол. В итоге, расстояние по вертикали между участниками поэтапно сокращалось, а на каждом этапе тренер вещал: «Партнер А (это тот, который находился сверху), на кого в своей жизни ты смотришь с такой высоты?.. И т.д.» и «Партнер Б (тот, который на был снизу), на кого в своей жизни ты смотришь так, снизу?» Затем роли менялись, а потом каждому в паре предлагалось рассказать партнеру о людях, которых он видел в глазах партнера в каждом из вариантов расположения.

Ну а потом была «медитация» (так этот процесс назвал тренер). Все участники были усажены вдоль стенок на стулья. Было сказано закрыть глаза. Затем тренер врубил музыку и начал вещать. Длилось действо очень долго, добавьте к этому еще явный недостаток кислорода, который ощущался в зале из-за того, что закрыли окна. Вкратце тренер вещал следующее: «Ты стоишь на улице, никого кругом нет, вдруг ты видишь несущийся поезд, он останавливается, ты заходишь в вагон. В вагоне никого, ты идешь, вагон за вагоном, к голове поезда, но даже на месте машиниста никого нет. Но зато там есть тетрадка – дневник твоей жизни. На начальных страницах встречаются записи об «остановках» с названиями «Щедрость», «Ответственность» и т.д., но чем дальше, тем реже встречаются эти «остановки», и все заканчивается надписью «дальше, как всегда». Затем поезд останавливается, ты выходишь, на улице ночь. Перед тобой дом, в нем нет света, но ты заходишь и чуть не слепнешь от яркого света, и вдруг понимаешь, что у дома задраены окна. Ты ходишь по залам, всюду висят какие-то картины. В одной из комнат ты обращаешь внимание на картину во всю стену: на ней люди, которые когда-то причинили тебе вред. Потом переходишь к другой картине во всю стену: на ней люди, которым ты причинил вред. Затем еще одна картина: на ней ребенок. И этот ребенок – ты и т.д. Ты обещаешь ребенку, что он всегда будет с тобой, и выходишь из дома, а там уже рассвет, и появляются первые люди…»

После этой «медитации» все в слезах (все еще с закрытыми глазами) берутся за руки.

Потом участники встают по залу в две шеренги: глаза одной напротив глаз другой. Получается двойной ряд, который затем изгибается в виде подковы (возможно, чтобы просто меньше места занималось). Расстояние между шеренгами порядка 40см, в шеренгах – плечом к плечу. Затем тренер говорит, что будет давать команды, их пять: 1) остановись – в этот момент надо «очистить мысли и заставить работать сердце»; 2) выбери – надо правую руку заложить за спину и показать пальцами число от 1 до 4; 3) проголосуй – вытащить руку из-за спины и показать ее человеку, который стоит напротив тебя; 4) сделай это – об этом чуть ниже; 5) сделай шаг влево – две шеренги должны скользнуть в разные стороны, т.е. осуществляется переход к следующему участнику (концы шеренг «запаяны», т.е. если дошел до конца своей шеренги, становишься в шеренгу напротив и скользишь в обратную сторону). Во время команд 1)-3) надо непрерывно смотреть в глаза человеку, который стоит напротив. Теперь о том, что надо делать по команде 4). Представьте двух участников, которые стоят друг напротив друга и только что «проголосовали» по команде 3). Каждый из них показывает на руке цифру от 1 до 4. Совместным результатом голосования является меньшая цифра, она и определяет действия по команде 4). Если меньшая цифра 1, то участники, то участники пары, в которой сделан такой «выбор», должны отвернуться друг от друга, если 2 – стоять, глядя глаза в глаза, 3 – пожать руки, глядя глаза в глаза, и 4 – обняться. Последнему «выбору» (далее станет видно, почему в кавычках) уделяется наибольшее внимание. Говорится, что надо стоять очень близко («пипи к пипи», по выражению тренера), класть на спину товарищу обе руки и куча других подробностей, усугубляющих интимность объятия.

Ну как, вы уже догадались, какой выбор был самым популярным (точнее, единственным)? Точно! Именно 4-ый. Промежутки между командами тренера были очень длинными, в это время он что-нибудь говорил. Причем напоминал, что «это твой выбор», что ответственность за «выбор» полностью на участнике. Но при этом, во время исполнения команд 1)-3) требовалось представлять собственного ребенка, мать, любимого человека и т.д. Стали бы вы отворачиваться от собственного ребенка? В общем, все дружно лили слезы на плечо стоявшего участника, которого обнимали.

После этого тренер заявил, что даст нам 10 минут, чтобы жить «по-настоящему», а также, что «если не знаешь, что делать, посмотри на другого; если посмотрел не другого и не понял, повесь себе на грудь табличку «я труп». После этого была врублена дискотечная музыка, и народ начал стоять на ушах. Музыка сменялась довольно контрастно каждые 30-60 секунд.

После «отрыва» все были выстроены в круг. Тренер скомандовал закрыть глаза и вытянуть руки перед собой в манере берущего (т.е. «чашечкой»). Тут же «объясняется», что «давать – то же самое, что брать» (этот абсурд тренер вывалил просто так, без особой сопровождающей казуистики), поэтому поза, в которой мы стояли, является еще и позой дающего. Пока мы так стояли, за нашими спинами разместились люди, которые привели нас на этот замечательный «««тренинг»»» (прошу прощения за тройные кавычки). Понятно, что собрать этих людей было совсем несложно, т.к. они уже давно являются членами секты. Потом тренер велел открыть глаза и повернуться. Тут же начались поздравления, сектанты со стажем дарили «новообращенным» цветы, Киндер-сюрпризы, подушечки пр.

Затем была процедура уже «формальных» поздравлений. «Новообращенные» были плотненько составлены в глубине зала, а «лидеры» (так себя называют те, кто прошел или проходит высшие ступени) расселись на стульях в центре зала. Тренер дал время «птенцам» поблагодарить своих благодетелей в микрофон. Затем были по команде бурные поздравительные овации благодетелей и, опять же по команде, ответные бурные овации «новообращенных».После поздравлений и благодарений тренер в очередной раз вспомнил, что некоторые называют собравшихся сектантами, и неплохо было бы действительно дать клеветникам то, что они хотят. Все дружно принялись повторять за тренером слова нечленораздельной «молитвы». После нескольких повторов была врублена дискотечная музыка, под которую «лидеры» и новоиспеченные последователи начали дружно «отрываться». На этом закончился третий день.

Четвертый день


Точнее, не совсем день, а только вечер. Сбор был назначен на 20.00. Порок этим вечером совсем не было. Обниматься и целоваться участники стали еще чаще. Я обратил внимание на то, что про порки практически никто уже не помнит. Всем казалось, будто предыдущие три дня были наполнены только радостью и счастьем.

В этот день, как и все предыдущие, нашлась одна опоздавшая. Но вместо порки тренер ее ласково пожурил и попросил остальных участников подарить ей аплодисменты.

После того, как все расселись, каждому было дано время, чтобы отчитаться за то, что было сделано за день (первый полноценный день после трех суток непрерывного физического и психического утомления). Тренер заявил, что дает каждому только 30 секунд, но в действительности он практически никого не останавливал, хотя лимит превышался часто.

Большинство «отчетов» были очень даже радостными. Практически каждый из участников признался в любви своим близким и, конечно, получил примерно то же самое в ответ. За это участник был благодарен тренингу. Любая радость на работе (например, привлечение нового клиента) расценивалась как прямое следствие тренинга. Некоторые успехи были довольно объективными: люди повели себя смелее там, где раньше боялись как-то вообще проявиться.

Однако на фоне множества улыбающихся лиц были и заплаканные (и вовсе не слезами счастья). Одна женщина вообще не смогла говорить.

Думается мне, что для организаторов заплаканные лица ничуть не хуже улыбающихся. И тех, и других подтолкнули на какие-то радикальные шаги (на более высоких ступенях «мастерства» шаги станут еще радикальнее). А какие обычно исходы у таких шагов? Пожалуй, либо триумф, либо катастрофа. Если это триумф, то совершивший его спишет успех на счет тренинга. А если катастрофа? Катастрофой всегда можно в полной мере «поделиться» с участниками тренинга. Если человека не приняли снаружи тренингового зала, то внутри его всегда примут.

После того, как все высказались, тренер наклеил во всю длину зала на ковролин две полоски малярного скотча. Получился своеобразный коридорчик. Участники были выстроены по обеим сторонам коридорчика в равной пропорции. Далее каждому предстояло под музыку пройти от одного конца коридорчика до другого каким-нибудь оригинальным способом, причем нельзя было повторять ни один из уже использованных способов. Если участник повторялся, его возвращали в начало коридора и требовали пройти заново. После того, как все прошли, оказалось, что это была лишь «репетиция», и всем предстояло пройти коридор снова, уже в другом направлении. Конечно же, все способы, использованные на «репетиции», повторять было нельзя.

Как только коридор был преодолен вторично, тренер усадил всех по обеим его сторонам и заставил заполнять открытку, которая была принесена и оставлена в зале на третий день (см. задания второго дня в Приложении). Далее нужно было представить самого-самого и посвятить ему эту открытку. Однако место для обращения должно было остаться вакантным, а внести в открытку предлагалось три фразы: «То, чем я восхищаюсь в тебе, - это…», «То, чему я учусь у тебя, - это…», «То, за что я благодарен тебе, - это…». Завершить открытку нужно было словом «целую», датой и подписью. Далее открытки убирались в конверты, подписанные именами заполнителей. Затем конверты были собраны ассистентками.

После подписывания открыток тренер рассадил всех по малым группам. Один из участников в каждой группе отсаживался особо, остальные должны были поочередно говорить ему «Спасибо тебе за то, что…» Он же должен был отвечать каждому: «Пожалуйста!» После того, как каждый из малой группы его поблагодарил, особое место занималось следующим участником малой группы.

Когда все благодарности были розданы/приняты, тренер заставил всех закрыть глаза и протянуть руки в позе «дающего/берущего» (см. третий день). Было сказано, что как «что-то» окажется в протянутых руках, это «что-то» нужно немедленно прижать к груди. Конечно же, этим «чем-то» оказались конверты с открытками. Далее тренер заявил, что тот «самый-самый», которому писалась открытка, и есть сам участник. Именно под собственное имя каждый оставлял пустым строчку обращения. Помимо открытки в конверте лежал листок с телефонами всех участников тренинга.

Пока все сидели в малых группах, тренер приступил к одной из самых важных для него инструкций тренинга. Каждому, кто хочет попасть на вторую сессию, нужно было подойти к девушке, у которой он проходил собеседование, и записаться на второе собеседование. Если кто-то вдруг «по какой-то невероятной причине не может пойти на вторую сессию», то должен подойти к особо выделенной девушке и «рассказать свою слезную историю». Пока каждый из участников не отметился у одной из девушек, дверь зала была закрыта и охранялась одной из ассистенток.

Ну а дальше были надувание шариков, фотографирование, обнимания и т.д. Уже на улице многие решили, что пойдут на утро в «Амбар» на Маяковской завтракать к семи утра (а на момент принятия решения шел уже первый час ночи). Оказывается, в этом «Амбаре» регулярно завтракают «лидеры».

На этом я заканчиваю изложение программы первой сессии по втягиванию в секту. Считаю, что слово «секта» вполне оправдано для обозначения этого детища Лайфспринга. В заключение хочу пожелать всем самим распоряжаться своей жизнью, а не отдавать ее в руки коммерческих манипуляторов.

Приложение



В Приложении приведены задания, дававшиеся участникам на протяжении всего тренинга. Выполнение любого задания в зале начиналось с записи задания в тетрадь. Тетради вместе с планшетами и ручками были розданы участникам в первый день тренинга. Пользоваться ими можно было только по команде тренера, домой забирать не разрешалось. Задания на ночь раздавались на печатных листах. Здесь эти домашние задания приводятся с сохранением практически полного форматирования. Задания, выполнявшиеся в зале, приведены так, как они были записаны под диктовку тренера (по окончании тренинга было разрешено забрать с собой тетради).

Анкета с целями (заполнялась перед или на собеседовании)

  1. Считаете ли вы себя успешным человеком? Почему?
  2. Каким своим достижениям вы искренне радуетесь?
  3. О чем вы мечтаете?
  4. Каковы ваши цели на ближайшие 12 месяцев? В каждой области жизни определите важные для Вас достижения, которые принесут вам удовлетворение и обогатят Вашу Жизнь, сделают ее полнее и ярче? Пожалуйста, формулируйте конкретно.
a. Семья, личная жизнь
b. Отношения с другими важными для меня людьми
c. Развитие личности (в том числе образование, учеба и др.)
d. Материальная сфера (деньги, финансы, имущество и т.п.)
e. Работа, карьера
f. Физическое развитие (здоровье, образ жизни, режим, питание, спорт и т.д.)
g. Творчество, хобби
h. Отдых, путешествия
i. Каким мне важно быть для достижения этих целей

Задания первого дня

1) 
  1. Сделать осознанный выбор – полноценно участвовать в занятиях тренинга.
  2. 2. Принять решение, ради каких моих результатов я участвую в тренинге: написать список моих конкретных целей – 7 или больше из разных областей жизни.
  3. Принять решение, какие цены ради этого я готов заплатить здесь, в тренинге?
  4. Поделиться с двумя незнакомыми мне участниками группы (большой) тем, что я открыл и решил за эти 3,5 часа, а также своими целями – от чего я пришел избавиться и чего мне важно достичь.
  5. Провести почти все время перерыва со своей 4-кой и быть вовремя к началу 2-го занятия (40 мин.)
2) 
  1. Пообедать вместе с моей малой группой.
  2. Познакомиться и создать партнерские отношения.
  3. Поделиться с малой группой сегодняшними открытиями и решениями и записать их.
  4. Поддержать каждого, чтобы у него был список целей (по инструкции).
  5. Ознакомиться с плакатами и начать формировать свое отношение к написанному.
  6. Ответить на вопрос (письменно): а) в чем я вижу различия между выигрышем и победой; б) по какому критерию я определяю, какие люди оказываются для меня важными.
3) 
  1. Какое впечатление о себе я силюсь создать в других людях? Где и с кем я выбираю притворяться вместо того, чтобы быть искренним. Написать, поделиться с малой группой.
  2. Кому, и по какому поводу, я доказываю свою правоту (проявляю упрямство)? Написать, поделиться с малой группой.
  3. Как я представляю себе мои отношения с важными мне людьми (самые лучшие из всех возможных)? Написать конкретно и с примерами, поделиться с малой группой.
4) 
  1. Провести перерыв вместе с малой группой.
  2. Список важных мне людей.
  3. Что есть в любой игре? Без чего не может быть игры? (Пять составляющих).
  4. В чем ценность правил? Какая польза от правил? (Пять составляющих).
  5. Игры, в которых я участвую.
  6. Задание на ночь
1. Позаботиться о своем здоровье, хорошо отдохнуть и выспаться (спать 5 часов или больше).

2. [позиция Жертвы] = «Есть события в моей Жизни, которые зависят не только от меня. Случается, что я чувствую себя жертвой других людей, обстоятельств, судьбы, общества или ситуации».

Какую «пользу» Я получаю, когда воспринимаю события моей Жизни с позиции Жертвы?
Что конкретно в моей Жизни Я уже разрушил или потерял из-за такого моего отношения?
Какие возможности Я уже упустил таким образом?
[написать ½ страницы или больше]
[поделиться этим с одним из важных мне людей]

3. [Позиция Ответственности] = «Я сам создаю события моей Жизни. Я ответственен на 100% за все мои чувства, мысли, решения, действия и результаты. Мои отношения с другими людьми на 100% зависят от меня».

Какие новые возможности открываются передо мной, когда Я воспринимаю события моей Жизни спозиции Ответственности?

Что ценного в моей Жизни уже произошло благодаря такому моему отношению?

Какие конкретно результаты Я создаю (могу создать) таким образом?
[написать ½ страницы или больше]
[поделиться этим с одним из важных мне людей]

4. С кем из важных мне людей у меня формальные отношения?
Кто те люди, в отношениях с которыми Я притворяюсь (вру)?
Чего нет в этих отношениях из-за этого?
(Письменное задание)

5. Кто те люди, в отношениях с которыми Я – открытый, честный, искренний, отдающий?
Что есть в этих отношениях благодаря этому?
(Письменное задание)

6. Что является главными приоритетами моей Жизни?
[перечислить конкретно]
(Письменное задание)

7. Взять себя в руги и не обсуждать тренинг – даже с участниками этой группы тренинга.
8. Вместе с моим напарником с утра подойти к каждому плакату, прочесть его содержание и поделиться друг с другом своими мыслями и чувствами.
(не дискутировать, не спорить, не пытаться доказать свою правоту, а ДЕЛИТЬСЯ и СЛЫШАТЬ)

9. Поддержать важных мне участников этой группы тренинга в том, чтобы каждый из нас участвовал на все 100%.
10. Быть вовремя:
  • 10:00 – чтение плакатов с напарником;
  • 10:20 – утренний разговор в Малой Группе.
  • (Надпись в самом низу листа)
  • Бонус: желающие могут в 09:30 поиграть в футик

Задания второго дня


1) 
  1. Чего я боюсь в отношениях? Чего я избегаю в отношениях? (О ценных, позитивных возможностях, от которых я закрываюсь).
  2. Как мне важно проявляться? Что мне важно, чтобы чувствовали люди рядом со мной?
  3. То, чем я хочу поделиться в связи с домашними заданиями.
2) 
  1. Провести перерыв вместе с малой группой.
  2. Записать мои конкретные решения и обещания себе.
  3. Поделиться этим со своей малой группой.
  4. Что в моей жизни я воспринимаю так, как будто я должен это делать? К чему в моей жизни относятся понятия «надо», «нужно», «необходимо» и т.д. (список)?
  5. Что является первым приоритетом в моей жизни.
3) 
  1. Провести перерыв вместе с малой группой.
  2. Чего я не делаю в отношениях с другими людьми, а мне важно начать это делать?
  3. Что я делаю в отношениях с другими людьми, а мне важно перестать это делать?
  4. Поддержать важных мне участников в том, чтобы каждый из нас участвовал на 100%.
  5. Быть вовремя к началу следующего занятия.
4) 
  1. Пообедать с малой группой.
  2. Сказать малой группе с кем буду выполнять третье задание и о чем буду говорить.
  3. Поговорить с одним важным мне человеком о моей негативной рутине:
  • первый шаг – создать открытый, искренний, честный разговор;
  • второй шаг – перечислить ему всю ту негативную рутину, которую я использую по отношению к нему;
  • третий шаг – сказать ему, какую «выгоду» я от этого получаю и какие цены платим мы оба;
  • четвертый шаг – пообещать ему, каким я буду в отношениях с ним впредь;
  • пятый шаг – поблагодарить его за разговор.
  • 4. Поделиться с малой группой своими чувствами и результатами разговора – что мне удалось создать в этом разговоре.
5) 
  1. Провести время перерыва молча.
  2. Честно посмотреть на то, как мое участие в игре отражает события моей жизни. Где в моей жизни я проявляюсь и действую на основании тех же самых взглядов и привычек, которыми я пользовался сегодня в игре? (Описать в тетради).
  3. Быть вовремя к началу следующего занятия.
6) Задание на ночь

1. Позаботиться о Своем Здоровье, хорошо отдохнуть и выспаться (то есть спать 5 часов и больше).
2. Выполнить упражнение «Сосед».
Быть щедрым в отношении какого-то конкретного знакомого мне человека – сделать для него что-либо Ценное – так, чтобы он никогда не узнал о том, что это сделал именно я.
3. Сделать заметный Мой Первый Шаг для создания Целостных Отношений с двумя (или больше) важными мне людьми.
Делать это не для себя, а ради каждого из них – так, чтобы эти люди могли почувствовать то, что для меня важно в отношениях с ними.
4. Написать Письмо человеку, который в наибольшей степени повлиял на то, что я принял решение участвовать в этом тренинге.
5. Определить Свою Цель на третий день тренинга и записать ее. Перед началом занятий поделиться этим как минимум с пятью наименее знакомыми мне участниками группы.
6. Прийти в торжественной или особой одежде (или взять ее с собой).
7. Принести с собой поздравительную открытку (незаполненную, вместе с конвертом).
8. Быть вовремя:
утренняя зарядка и футик – 9:30
чтение плакатов с напарником – 10:00

Задания третьего дня


1) 
  1. Что я хотел бы больше давать другим людям – от сердца? Какие мои привычки мешают это делать? (Делится каждый)
  2. Люди, с которыми мне важно создать иные отношения. Какие именно? Ради чего? Что это изменит в моей жизни? (Делится каждый)
  3. То, чем я хочу поделиться в связи с домашними заданиями.
2) 
  1. Провести перерыв вместе с малой группой.
  2. Какие ценные возможности для себя я избегаю замечать? Что ценное возможно для меня, но я сопротивляюсь этому (большой список).
  3. То, о чем я мечтаю (составить список).
  4. Поделиться о важном с двумя людьми из группы, с которыми я еще не разговаривал по душам.
  5. Быть вовремя к следующему занятию.
3) 
  1. События моей жизни, воспоминания, которые вызывают во мне боль, обиду, грусть, отчаяние, разочарование.
  2. Люди моей жизни, в отношениях с которыми я нарушаю обещания, вру, притворяюсь, строю формальные отношения, не оправдываю их ожидания (список с именами).
4) Задание на ночь
  1. Позаботиться о Своем Здоровье, хорошо отдохнуть и выспаться (то есть спать 5 часов и больше).
  2. Начать новый этап в моих отношениях с двумя или более важными мне людьми – на основании того, что ценно для нас обоих.
  3. Начать воплощать три или больше новые для меня цели – на основании того, что для меня важно.
  4. Принять решение о моем участии во всей программе «Семь Сессий Успеха».
  5. Пригласить важных мне людей на Открытый Семинар, который состоится во вторник в 20:00.
  6. Прийти в удобной одежде.
  7. Принести с собой надувной шарик (еще не надутый).
  8. Быть вовремя в понедельник к 20:00.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.