понедельник, 21 сентября 2015 г.

Ирина Камаева: о психологах и их советах


А иногда читаешь вот блоги некоторых морализирующе-неопределившихся в жизни коллег-психологов, и хочется прям воскликнуть, как в бородатом анекдоте: "Рабинович, Вы уж или крестик снимите, или трусы наденьте".

Вы уж определитесь, ребята, профессионалы вы или лечитесь-ищите. Разведите как-то форматы-то.

Вот пишет тетенька про "нельзя хвалить детей", исходя из своего опыта мамы маленьких детей. Ну, ты вырасти, что ли, их. Послушай, чего скажут взрослыми. Проплачься раз сто. Потом отправляй посылы в мирозданье, что делать и что не делать основной части несведующего родительства. А то у меня клиенты читают и будоражатся: хвалить, мол, или не хвалить их?
Ребята, есть учебники. Их читать надо. Если не получилось читать в вузе, то читать все равно надо. Сейчас читать. Детская психология, как никакая другая, вся сплошь основана на экспериментах. Экспериментов этих проводились тысячи - и у нас, и в этих наших европах. Ничего в учебниках не написано на основе личного опыта. Все на экспериментах и на проверненых уже годами практики концепциях.

Теперь про хвалить. Из учебникового. По памяти, поскольку я не перечитывала их уж лет сто.
Есть два типа детской мотивации: социальная и учебно-познавательная. Учебно-познавательная, это когда ребенку интересны новые знания как таковые - это, безусловно, круто. Очень круто. Не круто, когда мамши в песочнице видят себя детьми гениев. Нет, я сожалею, гении в песочницах не сидят, равно, как и их мамы. Но это уже не к учебнику детской психологии, это уже к "Дифференциальной психологии" Анастази. Так что не тешьте себя иллюзиями - познавательная мотивация появляется или поздно, или ваш ребенок растет в высокоинтеллектуальной среде ученых, вокруг себя видит исключительно книги, разговоры слышит научные, и тогда она появится рано. Вы точно из науки? Оглянитесь: видите вокруг себя многоэтажные шкафы с книгами? Нет? Тогда это не про наших детей, сколько бы мы не водили их в детские клубы "утешь-себя-мамаша-твой-ребенок-гениален-на-фоне-соседских-дебилов". Клубы - дело хорошее, нужное. За отсутствием хорошего дошкольного образования даже в чем-то помогающее. Но гениев не выращивающее. На языках после них дети не шпрехают, на пианинах не играют, Гете в подлиннике не читают. Однако ж и собакам хвосты во дворе не крутят (мам, привет, и спасибо тебе за детскую альтернативу "крутить хвосты собакам или играть на пианинах", она теперь в моей крови).

Ну так вот. Большинство наших детей мотивацию имеют социальную. То есть хотят, чтобы их выделяли, хвалили, ставили пятерки, которые они гордо понесут домой (привет и безоценочной якобы системе обучения, которая просто благодаря нашему менталитету по определению безоценочной быть не может). Они хотят, чтобы мама, папа и учительница говорили об успехах, хотят, хотят быть - о, ужас, в наш-то нарциссичный век! - быть лучше всех. Это потом, если у мамы-папы есть мозг, если они сами учатся, и ребенок это видит, если с учителями повезло, если, если, если... Уж потом эта мотивация перейдет в познавательную. Или не перейдет. Но вот что вы каким-то мистическим образом сумеете обойти социальный этап и сразу получить гения - это вот фигушки. Социальная, социальная мотивация - та, на которой можно сделать многое, многое вместе со своим ребенком.

Хвалите ребенка. Читайте учебники. Учитесь, невзирая на возраст. Это прикольно.

Взято из Фейсбука.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.