пятница, 16 мая 2014 г.

"Эффект Моцарта" - история одного мифа

Как создаются мифы? Можно ли монетизировать миф? Разбор полетов на примере мифа об "Эффекте Моцарта". 

Зарождение мифа:

В 50-е годы прошлого столетия французский врач Альфред А. Томатис выдвинул гипотезу о возможности воздействия на мозг человека через его слух. Он предположил, что плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо), которые Моцарт использовал в своих произведениях, совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга. В 1991 году вышла его книга "Почему Моцарт?". В ней он сделал предположение, что музыка способна развивать и лечить мозг. Именно в этой книге он ввел понятие "Эффект Моцарта". 

Признание мифа реальностью:

В 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета изучили влияние музыки Моцарта на пространственное мышление человека. Они проиграли несколько сонат Моцарта группе испытуемых, после чего попросили их пройти стандартный тест на пространственное мышление. Результаты теста показали улучшение пространственного мышления, т.е. повышение концентрации внимания и скорости решения предложенных задач. Но этот эффект сохранялся только на протяжении 15 минут. Результаты этого исследования были опубликованы журналом Nature. При этом исследователи не делали никаких заявлений об улучшении показателя IQ в целом. 

Популяризация мифа

Хотя исследование Раушер и Шоу показало лишь кратковременное улучшение пространственного мышления, их результаты были истолкованы общественностью и СМИ как "улучшение работы мозга в целом". В 1994 году музыкальный обозреватель Алекс Росс написал в New York Times статью под названием: "исследователи установили, что прослушивание Моцарта на самом деле делает вас умнее". А в 1997 году о результатах исследования Раушер и Шоу упомянула газета Boston Globe. 

Монетизация мифа:

В 1997 вышла книга Дона Кэмпбелла "Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух". В своей книге он утверждал, что прослушивание музыки Моцарта (особенно фортепианных концертов) не только улучшает работу мозга и делает человека умнее, но и оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние. Вслед за первой книгой, он тут же написал и вторую – "Эффект Моцарта для детей". В этой книге он рекомендовал проигрывать классическую музыку младенцам для улучшения их умственного развития. Свои высказывания, ссылаясь на исследование Раушер и Шоу, Кэмпбелл представлял как уже доказанные научные факты 

По сути, он утверждал, что произведения Моцарта – волшебные "таблетки от всего". Они могут быть использованы для снятия стресса и депрессии, для расслабления и улучшения памяти, для лечения дислексии, аутизма и других психических и физических расстройств. Кроме того, он уверял, что точно знает, какие произведения Моцарта необходимо слушать для: 
  • "глубокого отдыха и омоложения", 
  • "развития интеллекта и обучения", 
  • "развития творчества и воображения". 
Одновременно с выходом книг он выпустил коллекцию аудиодисков с "правильной" подборкой произведений Моцарта. 

В результате Кэмпбеллом был создана новый рынок, эксплуатирующий веру потребителей в существование "универсального лекарства". Товаром на рынке стали книги и сборники музыки, изданные вначале Кэмпбеллом, а потом – и его последователями. 

Тяжелая артиллерия:

13 января 1998 года Зел Миллер, кандидат на пост губернатора штата Джорджии (США), в своем выступлении перед избирателями, заявил, что его проект бюджета штата будет включать в себя $105.000 в год для обеспечения каждого ребенка, родившегося в штате, кассетой или диском с записью классической музыки. 

Опровержение мифа:

В 1999 году две группы исследователей подняли вопрос: существует ли "Эффект Моцарта" на самом деле? В статье "Прелюдия или Реквием по "Эффекту Моцарта", на основе анализа результатов нескольких исследований, Чабрис сообщил: "любое улучшение пространственного мышления, приписываемое "Эффекту Моцарта" слишком мало и не отражает изменения в IQ или способности логически мыслить в целом. Тем не менее, такое улучшение может помочь решить одну конкретную задачу. Но это связано с обычным явлением в нейропсихологии – возбудителями удовольствия и "Эффект Моцарта" здесь не при чем". 

Правительство Германии, в свою очередь, также провело специальное исследование, посвященное изучению "Эффекта Моцарта". В своём докладе они сделали вывод: "...прослушивание Моцарта или любой другой музыки, которая вам нравится – не сделает вас умнее…"

Френсис Раушер, чьи результаты были опубликованы в журнале Nature и с кого, собственно, все началось, был одним из первых исследователей, отрицающих влияние музыки Моцарта на улучшения работы мозга в целом. В 1999 году в ответ на очередную статью об "Эффекте Моцарта", он написал: "Результаты нашего исследования о влиянии сонаты Моцарта К.448 на пространственно-временное выполнение задачи, вызвали не только большой интерес, но и несколько заблуждений…".

Миф умер, да здравствуй миф.

Несмотря на то, что существование "Эффекта Моцарта" в научной среде было опровергнуто достаточно давно, созданный Кэмпбеллом рынок, не только до сих пор жив, но и успешно развивается. 

По запросу "Эффект Моцарта" поисковые системы выдают множество предложений купить книги и диски. На сайтах для будущих мам можно не только купить подборку дисков с "Эффектом Моцарта", но и записаться на семинар по этой теме. "Опытные психологи", за умеренную плату, предлагают свои услуги по подбору индивидуальных музыкальных программ для расслабления, улучшения памяти и лечения психических расстройств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.