вторник, 20 мая 2014 г.

Общение с культистом: метод "запечатанного конверта"

Недавно в процессе делового общения выяснил, что один знакомый попал в психокульт. Общение было неформальное и праздничное, так что ни о какой серьезной дискуссии речи не могло идти, но...

сколько лет я работаю, столько вижу, что аргументация, в большинстве случаев, при общении с людьми, кто в стадии вербовки в культ или на первом этапе (а иногда и на втором) индоктринации по Левину, сводится к осбуждению одних и тех же шаблонов и заблуждений. Особенно в случае психокульта, если речь идет о личном успехе, лидерстве и развити, и т.п.

В моем случае, это как просмотр одной и той же серии или версии фильма. Те же реплики, одинаковый сюжет, но актеры меняются. :)

Так вот один из методов, который может сильно изменить влияние аргументации консультанта на "жертву" - "метод запечатанного конверта"
  1. Напишите список тезисов о чем будет скорее всего будет говорить культист. Тезисы нужно продумать, т.к. они могут немного отличаться в зависимости от идеологии культа, но как правило это разные вариации "8 признаков культового влияния по Лифтону" + немного особенностей культа.
  2. Запечатываете тезисы в конверт и при клиенте отдаете третьему лицу, который участвует в беседе и кладет его на видное место, но доступное только ему.
  3. Вы сообщаете, что в определенный момент Вы можете попросить (а можете и не попросить) Клиента взять конверт, открыть его и прочитать вслух. 
  4. Объясните, что Вы там записали тезисы, которые будут использоваться в процессе обсуждения культа.
  5. Если большая часть дискуссии идет по типичным стереотипам и шаблонам мышления, которые формируются в культе (или до культа, но схожи с культовой идеологией - характерно для лидерских курсов), то в определенный переломный этап, чтобы доказать, что клиент воспроизводит типичные шаблоны - просите его вскрыть конверт и зачитать тезисы.
  6. Дальше Вы можете обсудить с ним или проговорить вслух от себя, что он/Вы думает или прочувствовал после прочтения тезисов из конверта. Важно получить зацепки для критической беседы и выстроить барьеры для включения культовых стереотипов.
Задача данного метода показать клиенту или "вовлекаемому новичку" (культисту со стажем, который глубоко погрузился в культ сложно будет доказать, что-то даже если Вы очень точно все опишите в письме), что его мысли и высказывания, на самом деле уже групповые и он уже капитулировал перед группой. Это первые шаги для работы в направлении критических высказываний и снижения защиты "ценностей культа" в процессе общения с культистом. Консультант должен помочь по другому посмотреть на ситуацию попадания в психокульт и сломать "диктофон", который воспроизводит реплики/тезисы культовой группы.

Сами по себе тезисы должны быть нейтральными, не нападающими и обобщенными, но с учетом культовой идеологии. 

Например, в случае Лайфспринга (пишу очень сжато, не для конверта, а просто как тезисы "шаблонов"): 
  • "многие успешные люди прошли занятия и им помогло";
  • "западные/отечественные ученые/наука не может всё объяснить";
  • "я/он/кто-то получил пользу";
  • "это небольшие деньги, поэтому не опасно";
  • "это вложения в себя, которые окупятся";
  • "лайфспринг на Западе/в другом месте плохой, но у нас другой - хороший";
  • "я не могу перестать туда ходить, т.к. там находятся важные/близкие для меня люди" ("стокгольмский синдром");
  • "вокруг меня много неудачников/ленивых людей/глупцов, нужно развиваться и быть лидером";
  • "ты должен убедить меня и возможно я не пойду туда, но я буду выбирать что правда, а что нет".
Для другого культа можно подготовить свой перечень вопросов и т.д. Данный подход позволяет сочетать элементы некоего "действия на сцене", признаки "честной сделки" и возможности, на определенном этапе дискуссии, ухода к критическому и рациональному общению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.