понедельник, 26 августа 2013 г.

Вербовка: Использование хора в процессе индоктринации

Совсем недавно я опубликовал заметку о научном исследовании "Сердца участников хора "подстраиваются" под скорость музыки", где исследователи отмечают:
Как полагают ученые, пульс исполнителей в хоре синхронизируется благодаря тому, что пение вынуждает их вдыхать и выдыхать воздух в строго определенные промежутки времени, совпадающие со словами в песне или элементами мантр и упражнений. По словам исследователей, подобную синхронизацию и, соответственно, хоровое пение можно использовать для усиления дружеских отношений в коллективах единомышленников или коллег.
Использование песен, во время индоктринаций в культах, весьма распространенная практика для религиозных деструктивных культов. В психокультах, коммерческих культах (здесь обожают петь гимны "продукту" каждый день и т.п.) и им подобным, групповое пение носит характер ритуала и служит созданию групповой идентичности, но не включает в себя психофизиологические аспекты модификации поведения своих адептов.

Я за свою практику "включенного наблюдения" в культах, напел много часов различных песен. В основном это были песни псевдохристианских деструктивных культов и немного неонацистских песен во время исследований субкультуры бонхедов. Пою я ужасно, хуже только мои танцы.

Начнем с простой уловки при вербовке, когда Вас ставят в группу людей с которыми Вы должны петь песни:

Очень редко в культе Вам дадут стать с краю группы, как изображено на схеме выше. Задача Вашего наставника в культе или "брата", который готов Вам ответить на любые Ваши вопросы, чтобы Вы заняли вот такую позицию относительно группы:
Когда Вы находитесь в центре группы и занимаетесь коллективным действием на протяжении 30 минут или часа, то после окончания групповой деятельности у Вас меняется отношение к ранее незнакомым людям.

Более подробно о присоединении к малой социальной группе Вы можете почитать в учебнике "социальной психологии". Здесь группа незнакомых людей уже меняет свой статус в Ваших глазах:
  • она продемонстрировала безопасность нахождения в ней;
  • она показала доброжелательность по отношению к Вам;
  • Вы занимались совместным коллективным действием.
Дополнительно на смену отношения к группе влияет смысловая нагрузка песен в культе. Они как правило все инфантильны и очень простые по смыслу. Фактически, как детские песни в детском саду. Здесь заложено несколько механизмов влияния на новичка в культе:

  • формирование позиции подчинения "родители и дети" (наставники в культе родители, адепты - дети);
  • детский уровень песен снижает критичность и понижает Вашу тревожность, т.к. что в них может быть плохого?;
  • ощущение "детства" из прошлого и радости от коллективного исполнения детских песен.
Вот фрагмент песни мунистов "Благодать священного сада":
1. Пусть благодать Не-бес царит, высший яв - ляя за - вет.
Луч новой жизни нам дарит истину, радость и свет.
Высшую хвалу радостно пою в бла - го - дарность Отцу!
Счастлив для Него жизнь свою прожить, вечно Ему слу - жить.
2. Свет истины в душе зажёг новой надежды зарю.
Взор обращая на Восток, Господа благодарю.
Припев:
Высшую хвалу радостно пою в благодарность Отцу!
Счастлив для Него жизнь свою прожить, вечно Ему служить.
3. Жизнь новая и вечная грудь наполняет мою.
Как счастлив бесконечно я, волю исполнив Твою.
4. Я избран, Ты доверил мне благодать Божью узнать.
Всем сердцем я клянусь Тебе: ,,Будет Твой сад процветать!”
Следующая уловка связана с психофизиологией человека. Очень популярна в псевдохристианских культах. Каждое слово это вдох и выдох + как показало исследование выше "сердцебиение" в такт музыки. Составляя песню из слов определенной длины, можно заставить дышать человека в определенном темпе. Люди, которые не имеют практики дыхательных упражнений (я не про "холотропное дыхание" ибо оно тоже из культов) получают ощущение эйфории от насыщения крови кислородом, гипервентиляции легких и прилива крови к мозгу. Данное ощущение эйфории в культе объясняют "мистическим событием".

Некоторые культы любят говорить, что Вас "ангел коснулся крылом", или "ты прикоснулся к нашей скрытой духовной доктрине" и т.п.

Некоторые идут дальше и сводят с хоровой практикой еще элементы "НовоЯза", когда Вы поете песни со словами, чей смысл понятен только избранным и т.п. :)

Важно понимать, что само по себе групповое исполнение песен в религии частая практика и не несет в себе скрытого умысла или злых намерений. Простая форма коллективного проведения неких религиозных ритуалов. В культах подобная практика в совокупности с манипулированием и техниками модификации поведения, позволяет снизить критичность у человека и сделать незнакомую группу людей более привлекательной и безопасной.

В отличие от других уловок культов, защита здесь весьма проста - понимать отчего эйфория и понимать, почему Вам эти люди стали казаться "нормальными и добрыми".

P.S. Текст написан под влиянием комментария одного из читателей блога, который справедливо заметил, что я давно ничего не писал про культы. Постараюсь исправиться :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.