четверг, 15 августа 2013 г.

Пол Пифф: Чем больше у вас денег, тем меньше вас волнуют окружающие

Игнорировать дорожные знаки, жульничать в игре и даже отобрать конфету у ребенка — если вы богаты, вы с большей вероятностью пойдете на все три преступления против совести.

Paul Piff
По крайней мере, именно так утверждает социальный психолог Пол Пифф (Paul Piff) из Калифорнийского университета в Беркли. Он провел множество исследований по всем Соединенным Штатам, и выявил закономерность — чем больше у вас денег, тем больше вам плевать на окружающих.

Для России такое "открытие" — это шок, конечно, ведь мы привыкли думать, что наши форбсы — милейшие люди, всегда готовые отложить вылет на Куршевель, чтобы перевести бабушку через дорогу.

Определенно, нарушение правил и агрессивная игра — одна из возможных составляющих успеха в нашем высококонкурентном мире. И без сомнения, чаще всего самые успешные компании сначала стреляют, а потом задают вопросы.

Пифф не первый год изучает этот феномен, и много раз описывал свои наблюдения в статьях. Самые известные из его выводов и экспериментов:
  • Водители дорогих автомобилей нарушают правила в 3-4 раза чаще, чем владельцы бюджетных машин. Они чаще не останавливаются на перекрестках, подрезают другие авто и вообще ведут себя как мигалки по-хамски.
Первые два исследования были направлены на определение зависимости между маркой автомобиля, его внешним видом и соблюдением правил дорожного движения его владельцем. Специалисты наблюдали как автомобилисты, сидящие за рулём более престижных моделей, чаще не уступают дорогу пешеходам и подрезают другие автомобили. Для обеспечения объективности исследование проводилось одновременно по четырём группам, причём в них учитывались возраст и пол водителя. 
Интересно, что каждый третий нарушитель сидел за рулём гибридного автомобиля Toyota Prius. "Это наглядно демонстрирует явление, которое мы называем "лицензия на мораль". Водители гибридного автомобиля, думая, что они правы, когда заботятся об экологии, позволяют себе чаще других поступать неэтично на дороге", – рассказал один из исследователей, психолог Пол Пифф (Paul Piff) из университета Калифорнии в Беркли.
  • Представителям разных социальных групп предлагалось примерить роль работодателя и нанять человека, который ищет стабильную работу. По правилам эксперимента, "работодатель" знал, что должность вскоре будет упразднена — а сотрудник уволен за ненадобностью. В итоге, те участники эксперимента, которые относились к более престижному социальному слою, чаще замалчивали факт временного трудоустройства соискателя.
  • Студентам старших курсов было предложено указать, к какому социальному слою они себя относят, — после чего им раздали коробки с конфетами для детей. При этом было позволено взять для себя столько конфет, сколько они захотят. В результате те, кто был повыше классом, взяли больше конфет, чем их менее обеспеченные однокурсники.
  • Самым известным стал эксперимент с игрой, в которой компьютер бросал за двух участников кости, и тот, у кого выпадало больше очков, получал небольшую премию. Выпадало одинаковое число, о чем участники не были осведомлены — и те, чей уровень дохода был выше, чаще называли большую цифру, чтобы получить награду.
Исследователи разделили добровольцев на несколько групп численностью от 100 до 200 человек. Сначала каждого из них попросили дать оценку своему социальному положению по десятибалльной шкале. При этом учитывались такие параметры, как уровень дохода и образования, степень престижности работы и прочее. После этого подопытным предлагали сыграть в компьютерную игру, напоминающую кости, пообещав, что чем выше будут результаты, тем большую награду они получат. Причем о своих результатах человек должен был сообщить сам. На самом деле итоговое число не могло превышать 12, но об этом знали только сами экспериментаторы. И что же? Те, кто оценил свой статус как высокий, в три раза чаще лгали, утверждая, что выпало больше 12! 
На следующем этапе испытуемых попросили сравнить себя с другими людьми, стоящими на разных ступенях общественной лестницы, от миллионеров до бездомных. После этого участникам эксперимента предлагали взять конфеты, сообщая при этом, что сладости предназначены для детей, которые якобы находились в соседней лаборатории… Выяснилось, что если испытуемый ощущал себя равным богатому человеку, то он брал в два раза больше конфет, чем тот, кто считал себя стоящим ниже по социальной лестнице.
В процессе еще одного эксперимента добровольцам предлагалось пофантазировать на тему, как можно извлечь пользу из жадности. И тут даже бедняки, представив себя обеспеченными людьми, пустились кто во что горазд: например, они предлагали лишать работников премий, завышать стоимость услуг и даже… забирать домой печенье, предназначенное для всех сотрудников офиса. 
Когда испытуемым предложили серию игровых тестов, в которых они должны были представлять себя людьми с более высоким социальным статусом, те также продемонстрировали снижение порога моральных норм. К примеру, "богачи" чаще утаивали сдачу, если "официант" в "кафе" ошибался в их пользу, а на "собеседовании" в роли потенциальных работодателей скрывали от тех, кто приходил наниматься на "работу", реальную информацию — допустим, что должность, на которую берут человека, скоро будет сокращена. 
На последнем этапе исследователи просили прохожих на перекрестке подойти к переходу и сделать вид, что они собираются перейти дорогу, а сами в это время наблюдали за проезжавшими мимо машинами. По закону штата Калифорния, если водитель видит пешехода, готовящегося перейти дорогу, то он обязан остановиться и пропустить его. Однако владельцы дорогих престижных марок автомобилей тормозили в три раза реже, чем обладатели более дешевых авто. 
Чем же объяснить такое поведение "буржуев"? По мнению социологов, так как у богатых людей больше ресурсов, чем у других, они ощущают себя более независимыми от остальных членов общества, и поэтому их меньше волнует, как будут оцениваться их действия. 
"Постоянно ощущаемый привилегированный уровень усиливает чувство независимости, одновременно снижая порог чувствительности в восприятии эффекта, который могут произвести собственные действия в отношении других", — заявил руководитель исследования Пол Пифф из Беркли. 
Даже выигрывая в сфальсифицированную "Монополию", богатые просто считают, что заслужили победу:


Вокруг исследований Пиффа ведутся жаркие споры, так как многие эксперты не согласны с чистотой экспериментов и правомерностью некоторых выводов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.