вторник, 21 октября 2014 г.

Власть абстрактной речи


Люди кажутся более влиятельными, если они говорят более абстрактно. К такому выводу пришла группа американских исследователей из Университет Южной Калифорнии и Калифорнийского университета в Сан-Диего. Проведя серию экспериментов, исследователи выяснили, что мы воспринимаем человека более влиятельным, если он использует абстрактный язык, вместо конкретных и точных слов и формулировок. Статья "Using abstract language signals power" об этом исследовании опубликована в июльском номере Journal of Personality and Social Psychology.

В экспериментах исследователи демонстрировали испытуемым разные типы речи (как отдельные фразы и предложения, так и короткие параграфы) в различных контекстах. Например, испытуемые читали цитаты из выступления политика, анализирующего современные тренды и события (экономика, рынок труда, арабская весна). В одном случае он говорил, что один из шести американцев не может найти работу и приводил пример человека, который в 2009 году потерял работу и до сих пор не может найти другую (конкретное выступление), в другом – он говорил, что американцы переживают экономическую катастрофу, которой не было со времен Великой депрессии (абстрактное выступление).

Участников эксперимента просили оценить коммуникатора по таким характеристикам, как наличие власти, компетентность, стиль мышления, человечность. Оказалось, что испытуемые оценивали политика как более влиятельного и чаще рассматривали его как лидера, если его слова были более абстрактными, а не конкретными. Использование абстрактного языка, выражающего суть или главное значение события, делало оратора более сильным и влиятельным в глазах аудитории. Относительно стиля мышления, компетентности и сердечной теплоты таких однозначных закономерностей не оказалось.

Способность видеть общую картину происходящего – это то, что мы ожидаем от людей, наделённых властью. А поскольку мы рассматриваем абстрактность суждений как проявление этой способности, то приписываем власть обладателям такого стиля коммуникации.

Стиль коммуникации – не единственный сигнал наличия власти. В предыдущих исследованиях показано, что наличие власти ассоциируется с активными действиями в ответ на внешние раздражители, например, когда человек отворачивает в сторону дующий на него вентилятор или открывает окно в переполненном автобусе в жаркий день. Власть также ассоциируется с пониженной высотой голоса. Конечно подобные атрибуты власти не всегда соответствуют реальности. Но несмотря на это, мы используем их для ориентации в незнакомой или просто новой ситуации, если ничего не знаем о людях или отношениях между ними.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.