понедельник, 13 декабря 2010 г.

Как правильно искать помощь: работа с консультантами

Очень часто, когда пострадавшие или родственники пострадавших от деятельности деструктивных культов и сект ищут помощь, они это делают неправильно. Может возникнуть вопрос, а как и откуда им знать, ведь это не "насморк", а кто-то попал в секту...

Я постараюсь описать, как правильно искать помощь и осуществлять первые контакты с консультантами по выходу. Несмотря на то, что "консультирование по выходу" явно не равная "насморку" проблема, часто обыватели более взвешенно подходят к выбору холодильника или телевизора (все читают, знают и крайне информированы), чем в поиске помощи пострадавшему. Я не буду обсуждать общение по телефону или очную консультацию, а напишу о наиболее частой практике - электронной переписке или онлайн-консультировании.

Самые большие 2 демотивирующие ошибки со стороны клиентов:

а) веерный спам "помогите, спасите!"
б) 2-4 предложение из 30 слов, как описание проблемы (это вместе со словами - "с уважением", "доброго дня" и т.п.) 


В первом случае, когда клиент меняет имена и фамилии консультантов, и начинает им рассылать одинаковые письма с разными ФИО (или 9-10 адресов e-mail в получателях письма). Это неправильно по простой причине - если Вы обращаетесь к консультанту, то обращайтесь к одному. Консультант по выходу не может давать советы (речь конечно об этике), если Вас параллельно будет вести другой консультант: есть опасность, что Вы начнете выбирать "приятные советы" из двух разных консультаций, а результата не будет.

Смысл тратить свое время на ответ на Ваше письмо, когда Вам без разницы кто Вам ответит? И консультанты по выходу часто обмениваются "начальными письмами" (первые контакты). Крайне неприятно, когда ты пишешь человеку ответ, а потом узнаешь, что он еще консультируется у кого-то. 

С другой стороны "паника родственников", которые "в шоке от общения с культистом" начинают писать десятки писем - понятная ситуация, но это мешает оказании грамотной и квалифицированной помощи. От того, что Вы "паникуете" ситуация не станет проще или легче, а самое главное что в 9 случаев из 10 "быстро" или "очень быстро" решить ничего нельзя.

Вторая частая ошибка это маленькие письма. Не может консультант дать Вам какой либо совет по 2-3 предложениям в Вашем письме. Чем больше и информативней письмо, тем качественней будет оказана консультация. Вот примеры поиска помощи:


Здравствуйте, Михаил Валерьевич!

Скажите как быть. Моя жена попала на курсы (  )
Денег нет , но она занимает у знакомых без моего ведома.
Подскажите выход.
Заранее огромное спасибо за любой совет или помощь.


или

как вытащить девушку из этих тренингов. очень важно. она идет на 3 курс. уже в эти выходные, не замечая при этом ничего.

и т.д. Фактически по такой малой информации консультант должен в ответ писать "спам-письма" или давать такие же обобщающие советы: "Выпейте чаю, утро вечера мудренее"... ;(

Что Вы обязательно должны написать в своем письме:
  1. Указывайте Город - очень часто консультанту проще перенаправить Ваш запрос специалисту из Вашего города (несмотря на то, что нас очень мало);
  2. Пишите без "спасите, помогите!" - Вы должны понимать, что то что для Вас является "трагедией", для консультанта "еще один случай". Лишние эмоции, паника, поиск быстрого решения тут не помогут;
  3. Прося помощи, понимайте ее ограниченность - Вы должны понимать, что в нашей стране нет инфраструктуры решения подобных проблем и консультации уникальны в своем роде. Консультант не сможет и не обязан бросить все свои дела и заниматься исключительно Вашей проблемой. Очень часто такие проблемы нельзя решить легко или быстро;
  4. Указывайте свое образование/профессию/рабочую специальность, образование/профессию/рабочую специальность жертвы - консультанту не нужны копии дипломов или название работодателя, но общая информация об этом крайне важна;
  5. Указывайте состав семьи и отношение семьи к проблеме - консультанту важно описание социального окружения до попадания в культ, а так же отношение родственников к проблеме. К сожалению, очень часто, часть семьи игнорирует проблему и т.п. Вывод человека из культа это коллективное действие, где консультант является не самым главным лицом (для культистов мы чужие люди, а часто представители "дьявола" и т.п.);
  6. Название культа, книг и людей - указывайте название культа, адреса, название книг и авторов, а так же фамилии руководителей сект. Любая информация позволит быстрее классифицировать культ, найти необходимого специалиста и понять с какой проблемой Вы столкнулись. В отличие от пострадавших, у консультантов достаточно обширные базы данных (хоть и поверхностного характера), и нам проще определить культ, зная необходимую информацию;
  7. Хронология - старайтесь излагать события в хронологическом порядке. Что было до культа, как произошло попадание в культ, что произошло после. Описывайте не только ситуацию с культистом, но и свою реакцию с родственниками.
  8. "Показывайте все скелеты в шкафу" - Если Вы что-то не договариваете или Вам стыдно о чем то писать, то Вы сильно снижаете возможность помощи консультантом Вам. Онлайн-консультирование это крайне ограниченный вид консультирования, который не может заменить классического приема у специалиста. Чем сильнее Вы искажаете факты, тем не правильней могут быть советы консультантов. Не забывайте уточнять о социальных недугах или патологиях в своей семье (например были ли психически больные люди на 2-3 поколения назад, алкоголизм, наркомания, сложные смерти близких людей и т.д.).
  9. "Бесплатный сыр" - Есть большая разница между "просить" и "требовать". Консультант не обязан Вам помогать, только из-за наличия проблемы у Вас. Большая часть консультантов, оказывая помощь, на самом деле работает по другому профилю или в другой тематике. Консультирование по выходу это не государственная услуга, где Вам что-то обязаны делать, это обыкновенное коммерческое консультирование (по крайней мере пока ситуация именно такая, хотя в том же Казахстане есть сеть государственных консультаций для пострадавших от сект). Фактически ситуация выглядит так, что "Вас много, а я один". Проблема не может разрешиться сама за одну или две встречи с консультантом. Если Вы просите помощи, то делайте это вежливо, а не требуйте "Вы нам должны помочь", "дайте адреса спецслужб", "сделайте нам это или то"! Если Вам нужна помощь, а Вы не готовы за нее платить, то научитесь "правильно слушать и правильно говорить" (лично меня особенно бесит требование "все объяснить и разжевать при бесплатном консультировании, когда родственникам лень начать изучать необходимую литературу"). Иначе консультанту проще уделить время тем, кто готов слушать рекомендации (хотя есть "проблема доверия", но это уже Вам решать).
  10. "Мы уже столько попробовали" - сразу описывайте, что Вы уже делали в плане оказании помощи, какие беседы вели т.п. Очень часто бывает, что "оказывается уже привлекались представители традиционных религий, милиция, УФСБ" или что-то другое. Быть замыкающим в консультировании, когда Вы уже успели наделать все ошибки, какие смогли собрать - крайне печальная участь.
  11. "Умение говорить спасибо и уход по английски" - если Вам что-то не нравится, то так и пишите в своих письмах. Консультанту сложно догадываться о Ваших мыслях и эмоциях. Часто клиенты забывают сказать "спасибо" и уходят "по английски" - просто пропадая. Если Вам не нравится консультант, то он Вам предоставит контакты другого. Если Вы считаете, что проблема решена, то так и скажите об этом. Несмотря на свою "черствость" - консультанты живые люди и каждый клиент это часть эмоциональных переживаний консультанта. Нам хорошо, когда у Вас все хорошо. ;)
Важно помнить, что первое впечатление - самое неизгладимое. Большая часть консультаций заканчивается хорошо, лишь в тех случаях, когда в этом заинтересованы сами клиенты. Советы через интернет-консультирование лишь помогут Вам не сделать каких-либо ошибок, но не смогут заменить решение проблемы. А тут все зависит от Вас, готовы ли Вы делать это совместно с консультантом или будете делать "как проще и быстрее"?

P.S. Пост навеян порцией писем в 1-2 предложения, и Вы понимаете, что это только моя личная точка зрения. Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.