вторник, 26 апреля 2016 г.

Выход из культа: команда и участники


Когда люди сталкиваются с тем, что их родственник, близкий или знакомый стал адептом секты или психокульта, то они начинают искать помощь и действовать согласно своим представлениям о том, как должно происходить это спасение.

Обычно это смесь стереотипов о работе психологов, лечения наркомании и желания максимально быстро избавиться от тяжелого стресса и эмоционального прессинга вызванных тем, что контроль над ситуацией (конфликтом) потерян. Аргументация и критика не воспринимается и "пахнет серой"...

В процессе общения с клиентами (когда они начинают искать помощь у специалистов по данной проблеме) я начинаю разъяснять про роль консультанта и роли других участников процесса вывода жертвы из культа или секты.

Постепенно пришло понимание того, что нужно написать отдельный пост об этом, что бы делиться материалом с клиентами.


Тезис 1 "Выход из культа это групповая работа"


Да, как это не странно, многие люди считают, что работа по выводу близкого человека из культа или секты заключается в 2-3 встречах с психологом и что это - целиком работа только психолога. Они представляют себе этот процесс примерно так: 
  • психолог говорит с культистом, 
  • происходит "психотерапевтическое чудо" 
  • и "жертва прозревает, отбрасывает от себя щупальца гуру", 
  • возвращается в "лоно семьи",
  • все счастливы.
На деле все абсолютно иначе.


Консультант по выходу часто для "жертвы" является представителем ада, инопланетных захватчиков, член колдовской ложи и является, как минимум, незнакомцем.

К изначальной "инфернальности" консультанта нужно добавить еще и специфику культа, которая влияет на "жертву". Здесь и фобии на уход, которые формирует культ у своих подопечных, замкнутость, сниженное критическое восприятие, эмоциональный дисбаланс (страх и чувство вины) у жертвы. Чтобы компенсировать влияние подобных условий на процесс выхода из культа, необходимо его проводить в доверительной обстановке, на нейтральной территории и т.д.

В общении тет-а-тет с консультантом невозможно преодолеть эти препятствия. 

Для работы по выходу нужна группа. Группа позволяет эффективней игнорировать внедренные установки культа и запускать критическое мышление у "жертвы". Соответственно в этой группе должны быть те люди, которым культист доверял до попадания в культ, с кем у него были сильные эмоциональные  и социальные связи и с кем у него нет "активной борьбы".

Для консультанта клиентами являются обратившиеся за помощью родственники или близкие. Однако это меняется в процессе консультирования. На этапе работы непосредственно с культистом, клиентом становится он и его интересы для консультанта важнее желаний близких и родственников.

Поэтому, основу группы составляют: близкие, члены семьи, друзья, коллеги.
Дополнительно приглашаются для работы в группе (в зависимости от ситуации и возможностей): консультант по выходу, религиовед, священник, экс-культист, психолог.

Тезис 2 "Выход из культа это не только спасение "жертвы", а еще и изменение всех близких и родственников"


Часто, люди, желающие спасти близкого, не понимают, что косвенными причинами попадания в культ могли стать проблемы в семье/на работе, ошибки в общении с близкими, в то время, когда "жертву" только вербовали и т.д. Но даже если представить, что у "жертвы" все было хорошо в семье/на работе и в культ она попала по другим причинам, то нужно быть реалистами и понимать, что "после выхода из культа, все будет как было раньше" - маловероятно и не реалистично.

Нахождение в культе это травматический процесс который меняет не только жертву, но и ее близкое социальное окружение. Для того, чтобы сделать "возможной жизнь без культа" для "жертвы", а ее близким научиться жить с человеком, пережившим психологическое насилие (потому что последствия пребывания в культе могут быть разной травматичности), придется измениться всем участникам ситуации.

Близкие и друзья должны понимать, что любое давление или резкая агрессия лишь подталкивает "жертву" вернуться в культ или не уходить из него, а "блоки в критическом мышлении" делают невосприимчивыми к любой критической информации. Поэтому возвращение к совместным контактам и совместному проживанию это дорога компромиссов.

Сначала близкие должны при помощи консультанта изучить проблематику культов с научной точки зрения, идеологию конкретного культа, скорректировать свое общение и восприятие проблемы, подготовиться (проиграть несколько встреч в игровой ситуации (попахивает гештальтом)) и самое главное понять для себя, что им более важно "Борьба с культом, или выход близкого из культа". А потом уже начинать "операцию по спасению".

В моей практике, треть клиентов (речь о родственниках культистов), во время обращения за консультацией, находятся в неадекватном состоянии: им кажется что их близкого человека подменили злые силы, инопланетяне, сглазили, бесы вселились, загипнотизировали, напичкали наркотиками и т.п. Такая бурная фантазия может быть обусловлена их личными фобиями и неврозами, а так же реакцией на подобный конфликт ("близкий в культе"). В итоге, перед консультантом стоит проблема, как помочь выстроить отношения между культистом и его неадекватными родственниками (неадекватность может быть разной глубины и запущенности). Подготовительная работа с родственниками (клиентами) становится необходимым условием успешности всего процесса вывода из культа. Потому что для культистов близкое докультовое социальное окружение это те самые люди, которые могут помочь выйти из культа.

Тезис 3 "Сама по себе критическая информация ничего не значит"


Почти у всех клиентов есть этот стереотип, что наличие "критической информации" является первым по значимости фактором успеха спасения близкого из культа. К сожалению это не так и часто приходится разрушать этот стереотип.

Ворох ссылок, распечаток, книг и фильмов это хорошие аргументы, но они не главные в процессе вывода из культа.

Большинство культов практикуют "техники остановки мышления". В совокупности с изменением моделей ролевого поведения, капитуляцией перед группой и культовой идеологией все это формирует невосприимчивость к критической информации. В разных культах это проявляется по разному.

Так что, давая в руки  культисту "100% правдивую критическую информацию со страшными фактами", можно с высокой долей вероятности ожидать, что в большинстве случаев она будет проигнорирована, оправдана или не воспринята, как критика.

Опираясь на мой субъективный опыт, важность различных факторов для процесса вывода культиста, можно ранжировать таким образом:
  1. позитивные или нейтральные эмоциональные связи близких и родственников с культистом (еще не сожгли мосты и не прокляли друг друга)
  2. возможность личного общения (культист находится не в Непале или другом отдаленном регионе. Вы можете контактировать)
  3. родственники и близкие готовы читать, работать над собой и менять свой подход к проблеме/конфликту (без "пускай он поменяется или одумается")
  4. наличие у родственников и близких эмоциональных и финансовых возможностей (либо тратите свои нервы, либо нанимаете консультантов в помощь)
  5. наличие критической информации о культе или о данной группе 
  6. есть возможность привлечь экс-культистов из этого культа к процессу вывода
Для запуска критического мышления у культиста (когда он сможет понять и воспринять необходимую критическую информацию для принятия решения) нужна обстановка, время (до 2-3 дней) и команда.

Как это работает?

Формально процесс вывода человека из культа включает в себя:
  • замораживание коммуникационных конфликтов между клиентами и "жертвой", 
  • выстраивание коммуникаций с близкими,
  • подготовка группы по выходу и изучение материалов,
  • подготовка проведения 2-3 дневной встречи в безопасной среде с культистом,
  • проведение встречи,
  • принятие результатов: либо продолжение поддержки общения, либо терапевтическая помощь по переживанию разрыва с культом.

Где проводить встречи с культистом?


Желательно встречи проводить на нейтральной территории, чтобы у культиста не сработала "защита" или не наложились воспоминания о каком-то событии. Квартиры или офисы в этом плане лишь затрудняют общение, т.к. несут в себе опыт предыдущего общения "до культа" или в "процессе вербовки". Могут сработать защитные стереотипы от "родитель-ребенок", "работа-подчинение", "событие-переживание" и т.п.

Нейтральная территория, где можно группе общаться с культистом, где он не будет себя чувствовать в опасности или беспокоиться - идеально подходит. Как пример: тихое кафе, фойе отеля, музей и т.п.

Если речь о начале процесса по выходу из культа, то: номер отеля, дом отдыха, переговорная в коворкинге и т.п.


Как поддерживать отношения?


Я писал уже пост "Выход из культа: принципы общения с "жертвой", но важно помнить про позитив, денежную подкормку и банальное поддержание связей. Не важно о чем идет общение (только без споров об идеологии культа), важно поддержание этой коммуникации. Без наличия контактов и социального общения Вы не сможете донести в дальнейшем критическую информацию до "жертвы".

Нужно отделить свои переживания и боль от работы с культистом. Это очень сложно, но без этого шансы позитивного решения проблемы резко снижаются. Вы будете "кричать о своей боли", а культист лишь будет глубже забиваться в объятия культа.

Описание участников группы по выводу и их функций в этом процессе


Консультант по выходу: помогает Вам не сделать типичных ошибок, замораживает конфликт, оценивает ситуацию и рекомендует стратегию работы, помогает подобрать участников команды со своей стороны, консультирует об особенностях культа.

Религиовед или священник: участвует в процессе работы, если жертва находится в религиозном культе. Помогает с подборкой необходимой информации по религиозной идеологии, помогает с контраргументами. Участвует в процессе религиозных споров и дискуссий с жертвой, в процессе вывода из культа.

Экс-культист: рассказывает группе про свой опыт выхода, про специфику своего культа, объясняет механику процессов и ритуалов в группе. Делится своим опытом и переживаниями с использованием культового новояза "жертве", а так же демонстрирует возможность самостоятельной жизни вне культа.

Родственники и близкие: изучают необходимую информацию, формируют реалистичное понимание проблемы "зависимости жертвы" (почти как с алкоголем, наркотиками и игроманией), помогают выстроить доверительные отношения и перейти к процессу общения группы с культистом.

Друзья и коллеги: аналогично родственникам, но еще показывают возможность другой формы поддержки (вне семьи), приводят понятные аргументы (с т.з. теории поколения), мобилизуются и т.п.

Результативность


Один в поле не воин. Чудес не бывает, а бывают только трудные проекты.

Работа по выводу человека из культа это всегда совместная работа родственников, близких, друзей и консультанта. 

Для многих столкнувшихся с этой проблемой становится откровением то, что это целиком их проблема и нет никаких законов или центров ФСБ по защите от сект, и судья не встанет на их сторону, потому что это секта.

Если Ваш близкий попал в культ или секту, то Вы должны понимать, что это целиком Ваша проблема и Вы с ней должны справляться самостоятельно. Именно от Вас зависит результат...

Консультант позволит избежать типичных ошибок, выбрать наиболее удачную стратегию, помочь методологически, но сам он чужой для Вашего близкого в культе и не может нажать на "волшебную кнопку", чтобы "культист вернулся в семью" или "вернуть все как было".

В большинстве случаев совместная работа приводит к тому, что культист принимает решение не посещать культ. Но важно понимать, что решение может быть и иным. Нужно быть готовым принять его, т.к. формально это решение самостоятельного человека, который вправе распоряжаться своей жизнью и имеет право на ошибки.

Главное помнить, что решения о компромиссе принимают обе стороны. 

Первое фото: Dziurek / Другие фото для презентации: Shutterstock.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.