воскресенье, 8 сентября 2013 г.

Дмитрий Грешнов: "В религиозной сфере как в разведке, все время что-то происходит и всегда есть угрозы"

Продолжение нового проекта - серия интервью с интересными людьми. Моя задача показать проблему религиозной толерантности, новых религиозных движений и дестркутивных культов и сект, с позиции людей, которые профессионально и по своей работе не связаны с данной тематикой. 

Попытаться взглянуть на актуальную проблему для меня, моих коллег и клиентов с чужой точки зрения.

Шестое интервью, я взял у историка и чиновника с большим опытом курирования и взаимодействия с религиозными организациями в Самарской области Дмитрия Грешнова. С Дмитрием я знаком больше 10 лет и он редко когда дает интервью. Профессиональная привычка держать свое мнение при себе, а отображать мнение региональной власти, сильно ограничивало возможности публикации беседы. Однако смена деятельности сделала Дмитрия более общительным в сети и мы смогли побеседовать.

Дмитрий, расскажите немного о себе? Профессия? Образование? Хобби и увлечения? 


Самарский гос. педуниверситет, диплом преподавателя истории и общественно-политических дисциплин. Тот случай, когда хобби стало профессией. Фактическое "второе образование" получил уже на гос. службе как профессиональный аппаратчик. 


Насколько я знаю, то Вы долгое время работали в областной администрации и курировали взаимоотношения с религиозными организациями? Работал ли ты с "Новыми религиозными движениями"? Чем они отличались в работе по сравнению с традиционными религиями? 

Работать приходилось со всем спектром зарегистрированных, иной раз незарегистрированных религиозных организаций. 

Специфика НРД видна на психотипе последователей (зависит от направления, т.к. неоязычник – одно, нью эйдж – другое), структуре организаций, отношении к действующей власти, институтам общества, традиционным и иным ценностям. 

Могли бы Вы сформулировать государственный подход к религиям и региональный (как Вы его понимаете)? В чем отличия по Вашему мнению? 

Российское государство отличается сильной веротерпимостью. Вообще-то это в рамках русской государственной традиции. 

При этом есть четкое понимание роли значимых, массовых религиозных организаций. Основная работа с ними, причем с вариантами по регионам. Область буддийская – наиболее значительное внимание буддизму. Область православная – наибольшее значение православию и так далее. 

Влияют ли традиционные религии на региональную Власть? Влияет ли вероисповедание чиновника на его работу? 

Что значит влияние традиционных религий на власть? Что значит влияние вероисповедания гос. служащего на его работу? 

Религиозные предпочтения населения той или иной общины, будь она поселковая или областная всегда следует учитывать. 

Вероисповедание гос. служащего или отсутствие такового сказывается. Также сказываются образование, национальность, культурные предпочтения, политические и многое другое. 

Чем по Вашему вызван такой бурный всплеск популярности различных культов в России? 

Значительной религиозной маргинальностью населения. 

Религиозная маргинальность это из-за внешней или внутренней политики государства?
Исторически сложившееся. Сначала отход от религии при синодальном периоде, затем гос. атеизм и гонения, затем одичание окончательное.

Сталкивались ли Вы с культами и сектами в своей работе или попадал ли кто из Ваших знакомых в культы? Что Вам наиболее запомнилось или удивило? 

Конечно сталкивался. Из моих личных товарищей никто не попадал в культы. Зато видел какие последствия несет пребывание в деструктивных организациях. Зрелище не из приятных. 

Почему тема психологического насилия в малых религиозных социальных группах, как традиционных религий, так и НРД, вызывает малый интерес со стороны региональных властей и правоохранительных органов? 

Психологическое насилие в традиционных религиозных организациях? Не встречал. 

Недооценка общественной опасности деструктивных культов основывается на религиозной безграмотности и духовном безразличии. 

Нужно ли "обывателю" вообще думать о таких сложных материях, что в вопросах веры тоже есть "некачественные услуги", "обман и мошенничество"? 

Это вопрос качества жизни человека. Если не будет думать, то риск попадания в крайне неприятную и неуправляемую ситуацию возрастает многократно. И в чем здесь сложность? Религия – явление рассчитанное на понимание любым человеком. Про здравый смысл только забывать не стоит никогда. 

В американской светской научной ассоциации ICSA (по изучению деятельности культов), в которой я состою, ряд американских культов не относят к сектам или к деструктивным. Коллеги оправдывают свой подход историей и традициями США и конечно Конституцией. По Вашему, где грань между новыми религиозными движениями и мошенническими религиозными группами? 

Зависит от уровня манипуляции сознанием, от претензий на личную жизнь и имущество человека. Вообще вопрос тонкий, и в каждом отдельном случае должен рассматриваться особо.

Нужно ли что-то делать с культами в нашей стране (запрещать, преследовать или другое) или проблема решится самостоятельно, с помощью общества? 

Необходимо грамотное, выверенное продвижение традиционных для России духовных и нравственных ценностей при активном участии государства. Иначе этим займутся другие государства и сообщества. Собственно занимаются в полный рост, как мы видим на примерах религиозного экстремизма и деятельности ряда деструктивных культов. 

Почему люди попадают в культы? Это их недостатки и слабости или качественная вербовка в культы? 

Качество вербовки с применением психотехник, атомизация общества, безверие, развал института семьи. Много причин. Все же приведу не совсем дословно фразу из одного фильма: "Не хотите верить в Бога? Не верьте! Не можете верить в Бога? Не верьте! Не можете? Не верьте! Но знайте, придет сатана и в него поверите. Он вас заставит". 

Человек, не имеющий качественных мировоззренческих ориентиров, гораздо легче попадет в руки очередных гуру. 

Если изучить западные доклады по отношениям государства и религиозных отношений, то складывается ощущение о "религиозном тоталитаризме" в России. Как Вы относитесь к "европейской толерантности" и каков Ваш взгляд на "российскую нетерпимость" к другим религиям? 

Лживенькие докладики. С подлецой. Каковы авторы – таковы и бумажки. 

Ваш прогноз на ближайшие 5-7 лет в России и Самарской области, что произойдет с традиционными религиями и культами? 

Бог даст ничего экстраординарного не произойдет. Видите ли, в религиозной сфере как в разведке, все время что-то происходит и всегда есть угрозы. Великий князь Литовский Гедемин использовал пословицу: "Надейся на лучшее и готовься к худшему".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.