суббота, 2 февраля 2013 г.

Андрей Гусев: "Не каждому хватает мужества справляться с жизнью в одиночестве"

Продолжение нового проекта - серия интервью с интересными людьми. Моя задача показать проблему религиозной толерантности, новых религиозных движений и дестркутивных культов и сект, с позиции людей, которые профессионально и по своей работе не связаны с данной тематикой. 

Попытаться взглянуть на актуальную проблему для меня, моих коллег и клиентов с чужой точки зрения.

Пятое интервью, я взял у путешественника и психолога Андрея Гусева.

Андрей, расскажите немного о себе? Профессия? Образование? Хобби и увлечения? 

Родился в СССР, теперь живу на Украине. Психолог, тренер, медиатор. Музыкальное, педагогическое и психологическое образования. Кандидат психологических наук. Музыка из профессии превратилась в хобби. Имею склонность к оформлению своих мыслей в письменном виде, в результате чего несколько лет уже являюсь автором московского журнала "Наша психология". 

Насколько я знаю, то Вы занимаетесь профессионально "посредничеством в конфликте (conflict mediation)? Как думаешь, может ли медиация применять в вопросах культов и конфликтов на почве религий? 

Медиация исходит из того, что каждый человек в равной степени имеет право разделять определенную систему ценностей, верований, убеждений. Соответственно, медиировать в вопросах «чья религия лучше» как минимум не имеет смысла, а вот, всевозможные конфликтные ситуации, связанные, к примеру, с разделом церковного имущества могу оказаться вполне "медиабельными". 

Семейный конфликт из-за религиозных предпочтений это закрытый семейный конфликт, который должен решаться самостоятельно или нужно привлекать психологов? 

Как говорят в Одессе - "все зависит". Однозначно, могу сказать, что лично я не буду выполнять «заказ» одного из членов семьи, по "исправлению" системы убеждения другого. 

Вы много путешествуете и у Вас интересный блог об этом! Вы были в различных религиозных общинах и традиционных сектах. Какие Ваши впечатления? 

Больше всего мне импонирует, когда представители религиозных направлений, уважительно относятся к праву другого иметь свое мировоззрение – и даже и не пытаются заниматься "пропагандой" своего вероучения. К примеру, я проходил обучение медиации и конфликтологии в университете, принадлежащем религиозной общине меннонитов, так если бы ни название самого университета, я никогда не догадался бы, что это, вообще-то, религиозное учебное заведение – настолько толерантно относились друг у другу студенты и преподаватели, хотя они принадлежали к самым разным конфессиям. 

В этом смысле в США вообще есть замечательная традиция совместного сосуществования верующих различных конфессий. Так в пятнадцатитысячном городке, к примеру, могут спокойно уживаться представители более десятка самых различных религиозных направлений – и всем хватает места! 

Чем, по-вашему, отличаются деструктивные культы от традиционных сект? 

Как по мне, так любое верование может быть в равной степени, как деструктивным, так и целительным для человека. А, вот сам принцип выделения "традиционных сект" подходит исключительно для научной классификации, исходящей почему-то из того, что в мире есть раз и на всегда установленные "мировые религии", а все остальное – секты. Не толерантно это, мягко говоря.) 

Чем, по-вашему, вызван такой бурный всплеск популярность различных культов в Вашей стране, что даже мэром столицы становился представитель культа? 

Ничего удивительного – чем хуже жизнь, тем чаще человек обращается к вере. Не каждому хватает мужества справляться с жизнью в одиночестве. 

Сталкивались ли Вы с культами и сектами в своей работе или попадал ли кто из Ваших знакомых в культы? Что Вам наиболее запомнилось или удивило? 

Приходилось работать и с родственниками "культистов" и с бывшими "культистами". Самое, пожалуй, поразительное то, насколько человеку можно промыть мозги! Как психолог понимаешь, что это не так сложно, но все равно каждый раз удивляешься, как такое возможно. 

Почему тема психологического насилия в малых религиозных социальных группах, как традиционных религий, так и НРД, вызывает малый интерес со стороны психологических научных школ Украины? 

Никогда не занимался мониторингом подобных исследований. 

Нужно ли "обывателю" вообще думать о таких сложных материях, что в вопросах веры тоже есть "некачественные услуги", "обман и мошенничество"? 

Обыватель потому так и называется, что он не любит думать. 

В американской светской научной ассоциации ICSA (по изучению деятельности культов), в которой я состою, ряд американских культов не относят к сектам или к деструктивным. Коллеги оправдывают свой подход историей и традициями США и конечно Конституцией. По Вашему, где грань между новыми религиозными движениями и мошенническими религиозными группами? 

Я бы согласился с представителями этой организации. Америка действительно – "земля обетованная" для всевозможных верований, она на этом построилась. А главный критерий для различения нового религиозного движения и деструктивного культа всегда был и есть один – время его существования. Напомню, что ортодоксальные иудеи до сих пор считают христиан сектой, возникшей в иудаизме), а мормонов, представитель которых недавно баллотировался в президенты США, как-то уже и язык не поворачивается обзывать "сектой". Если не ошибаюсь, они сейчас пятая или шестая по количеству верующих религия в стране. 

Нужно ли что-то делать с культами в Вашей стране (запрещать, преследовать или другое) или проблема решится самостоятельно, с помощью общества? 

Единственно, на чем бы я настаивал, это на строгом соблюдении уже существующего отделения школы от любой религии. 

Почему люди попадают в культы? Это их недостатки и слабости или качественная вербовка в культы? 

Думаю, что сочетание двух этих факторов, плюс – полный развал в обществе духовной и идеологической составляющей. 

По Вашему насколько актуальна проблема деструктивных культов в Вашей стране? 

Думаю, что достаточно актуальная для того, чтобы обыватель начинал уже об этом задумываться. 

Ваш прогноз на ближайшие 5-7 лет в Украине, что произойдет с традиционными религиями и культами? То же, что и всегда – будут делить власть, паству и деньги.

То же, что и всегда – будут делить власть, паству и деньги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.